Серьёзные инциденты, выявленные в Зоне безопасности за последние 20 лет

Задержания лиц и их незаконное содержание под стражей являются инструментами, регулярно используемыми тираспольской администрацией. С другой стороны, продолжающаяся милитаризация Зоны безопасности и приднестровского региона в целом представляет собой постоянную угрозу для жизни и неприкосновенности людей, а также для безопасности страны и региона. Таков вывод исследования инцидентов в Зоне безопасности в свете прав человека. Исследование было проведено по заказу Ассоциации Promo-LEX, по его результатам за 20-летний период было выявлено 30 серьёзных инцидентов. Половина из них произошли в течение трёх лет: в 2004, 2006 и 2009 годах.

На пресс-конференции в IPN исполнительный директор Promo-LEX Ион Маноле рассказал, что к категории серьёзных инцидентов были отнесены очень разные случаи, подразделяющиеся на четыре подкатегории. Речь идёт о посягательствах на свободу людей и на имущество. О нарушениях, посягающих на жизнь и здоровье человека, таких как стрельба из огнестрельного оружия, убийства, взрывы и тяжкие телесные повреждения. Кроме того, речь идёт о задержаниях людей и лишении их свободы, о захвате публичной собственности или посягательствах на публичную собственность, а также о захвате частной собственности. Последняя категория, вероятно, освещена наименее широко, поскольку очень многие случаи остаются вне поля зрения, пояснил Ион Маноле.

Десять человек были убиты в двух случаях взрывов в общественном транспорте, один человек был убит российским миротворцем из автоматического оружия, ещё один миротворец умер на посту, предположительно, совершив самоубийство с помощью табельного оружия. Таким образом, количество погибших за 20 лет достигает 12 человек.

В рамках категории „Захват имущества” наиболее громким инцидентом, имеющим долгосрочные экономические и социальные последствия, стал захват силами вооружённого спецназа инфраструктуры и имущества ЖДМ на левом берегу Днестра и в муниципии Бендер в июле 2004 года. Также речь идёт о захвате сельскохозяйственных угодий в районе Дубэсарь и о занятии вооружёнными лицами речного порта Варница, с захватом трёх частных речных судов.

Ион Маноле отметил, что 2004 год прошёл под знаком кризиса румынских школ, присвоения железной дороги, ареста и содержания под стражей двух человек в связи с этим инцидентом. В 2006 году произошли два взрыва в общественном транспорте, инцидент с портом Варница, а также арест и содержание под стражей 5 полицейских. А все случаи, имевшие место в 2009 и 2010 годах, связаны с арестами и содержанием под стражей гражданских лиц и сотрудников полиции.

В течение проанализированного периода было выявлено 37 случаев установки администрацией приднестровского региона, в одностороннем порядке, контрольных постов в Зоне безопасности. Этот процесс начался задолго до 2001 года, и многолетний анализ показывает в целом постоянную динамику расширения инфраструктуры контроля в Зоне безопасности, тревожный рост выявлен в течение последних двух лет. Кроме того, следует отметить, что число инцидентов не отражает количество новосозданных постов. Так, если взять самый недавний пример, то один мартовский случай 2020 года включает в себя установку 37 новых постов, которые выявили и о которых сообщили представители гражданского общества и власти Молдовы.

Нарушение права на свободу передвижения в Зоне безопасности остаётся наиболее распространённым нарушением. Несмотря на то, что незаконное размещение в Зоне безопасности контрольных постов приднестровской администрации и незаконная проверка документов у всех, кто пересекает административную линию, были проигнорированы, случаи отказа во въезде в регион и, с недавних пор, в выезде за пределы региона, являются частым явлением и, в основном, остаются незадокументированными, констатируют авторы исследования. Драматический регресс в этом плане, зафиксированный в 2020 году, является беспрецедентным и показывает, кто в реальности контролирует ситуацию в Зоне безопасности. Запрет на въезд в регион или выезд из него, введённый в марте 2020 года под предлогом антипандемических мер, стал решением, влияющим на процесс урегулирования конфликта в долгосрочной перспективе.

Директор Promo-LEX уточнил, что в число неотложных приоритетов входит реформирование механизмов миротворческой операции, в первую очередь – путём пересмотра регламента Объединённой контрольной комиссии и инструкций военных наблюдателей. Нынешний консенсусный принцип принятия решений, в том числе решений о выезде военных наблюдателей на места инцидентов, парализует и срывает всю миротворческую операцию, отмечает Ион Маноле.

Исследование также показывает, что любое вмешательство в нынешние миротворческие механизмы сталкивается с сопротивлением, как правило, со стороны Тирасполя и Москвы, под предлогом исключительных положений Молдо-российского соглашения от 21 июля 1992 года, которые могут быть пересмотрены лишь на уровне сторон-подписантов документа. В этих условиях, отмечает Ион Маноле, следует воспользоваться прецедентом, который создало Соглашение об укреплении доверия и развитии контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем, подписанное в Одессе 20 марта 1998 года.

Пресс-конференция входит в цикл пресс-конференций, предусмотренный проектом „Образ несправедливости мультимедийными средствами”. Агентство IPN не берёт на себя право решать, находится ли справедливость на стороне организаторов пресс-конференций в рамках тех дел, о которых они расскажут, это исключительная прерогатива правосудия, но чрезмерно долгий срок рассмотрения этих дел, гораздо более долгий, чем это предусмотрено законодательством, можно считать актом очевидной несправедливости и судебного произвола. Информационное агентство IPN не несёт ответственности за публичные заявления, сделанные организаторами пресс-конференций в публичном пространстве.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.