Исполнительный директор Ресурсного центра по правам человека (CReDO) Серджиу Остаф отмечает в интервью для радиостанции Europa Liberă, что существует ряд обстоятельств, в определённой мере обосновывающих применение предварительного ареста в отношении Влада Филата. Бывший премьер проходит обвиняемым по громкому и очень чувствительному для Республики Молдова делу, поскольку оно затрагивает очень важные темы или ситуации, оказывающие большое влияние на нашу страну”, отмечает директор CReDO, которого цитирует IPN.
„Мы видели, как процедуры были осуществлены за очень короткий срок, и даже, я бы сказал, на грани процедур, разрешённых Регламентом парламента, и обычно стабильные правила в данном случае были применены на грани. Действительно, всё произошло с очень высокой скоростью, в прошлом я бы не ожидал, чтобы подобная процедура была осуществлена с такой высокой скоростью. С другой стороны, „на грани” – не означает слишком явного нарушения этих положений, насколько я понимаю”, заявил Серджиу Остаф.
Комментируя тот факт, что это дело в последние дни затмило протесты в центре Кишинёва, а также мнения, согласно которым происходящее сейчас является попыткой умерить пыл протестующих против власти, Серджиу Остаф отметил, что протестное движение оказывает и продолжит оказывать влияние на ситуацию в Молдове. „Давление, которое было оказано на расследование в банковско-финансовом секторе, сыграло важную роль, потому что политики рассмотрели вариант отставки руководителей ряда правовых учреждений. Это многогранная ситуация, когда и сами правовые учреждения пытаются быть активными игроками, желая оправдать некоторые из ролей, взятых ими на себя перед обществом, и в этом случае, в определённых ситуациях, они играют на опережение”, считает Остаф.
Эксперт также отметил, что в дальнейшем это давление со стороны протестных движений будет оказывать влияние на то, как функционируют правовые учреждения. По его мнению, когда протестующие станут выступать за качественное правосудие в деле Влада Филата, это будет иметь положительные и благотворные последствия для молдавской судебной системы.