Министр юстиции приветствует законопроект президента Майи Санду о расширенной конфискации имущества. Серджиу Литвиненко выражает надежду на то, что инициатива будет быстро утверждена в парламенте и претворена в жизнь для того, чтобы повысить активность борьбы с коррупцией. По словам главы Минюста, проект позволит производить конфискацию имущества невыясненного происхождения как у должностных лиц и госслужащих, так и у их родственников, отмечает IPN.
На днях президент Майя Санду направила в парламент проект по усовершенствованию действующего законодательства, который предусматривает расширенную конфискацию имущества, накопленного в результате коррупционных действий. По словам главы государства, ныне действующий закон даёт возможность коррупционерам сохранять своё незаконно нажитое имущество путём передачи его третьим лицам.
„Суть изменений, предложенных Майей Санду, проста: сделать реально применимой эту расширенную конфискацию, которая существует с 2015 года, но никогда не применялась на практике, в том числе из-за того, что уголовное законодательство не даёт вполне чёткого определения ситуации, при которой может применяться такая конфискация, и не разъясняет отличие между расширенной конфискацией и специальной конфискацией. Например, у нас есть государственный служащий, который совершил 10 коррупционных деяний и в результате скопил один миллион евро. При этом он совершает ещё одно коррупционное деяние – берёт взятку в размере одной тысячи евро. Согласно действующему варианту закона, у него можно конфисковать только одну тысячу евро. Суть закона, предлагаемого президентом Республики Молдова, в том, что судья вправе принять решение о конфискации и одного миллиона евро, если будет доказано расхождение между доходами и задекларированным имуществом”, - рассказал Серджиу Литвиненко в эфире передачи „Punctul pe Azi” на телеканале TVR Moldova.
По словам министра юстиции, инициатива главы государства положит конец такому явлению, как баснословные состояния, накопленные за счёт мошенничества и записанные на членов семьи или родственников.
„Там также добавляется аспект, согласно которому можно конфисковывать и имущество, которое формально записано на кого-то другого, но фактически принадлежит чиновнику, осуждённому за коррупционное преступление. Расширенная конфискация отличается от специальной тем, что в случае специальной конфискации у чиновника конфискуют ту взятку, с которой он был пойман с поличным, а в случае расширенной конфискации, при наличии обоснованных подозрений в том, что остальная часть его имущества была накоплена в результате других преступлений, за которые человек не был осуждён, это имущество также будет конфисковано. Надеюсь, что парламент рассмотрит эту инициативу, потому что она полезна в плане повышения эффективности борьбы с коррупцией”, - отметил Серджиу Литвиненко.
Согласно проекту Майи Санду, решение о расширенной конфискации можно будет принять, в том числе, и в случае, когда обвиняемый или подозреваемый в совершении коррупционного преступления скончался, либо в случае рассмотрения дела в отсутствие обвиняемого, когда последний уклоняется от явки в суд.