Правительства должны тщательно отнестись к управлению коррупционными рисками, возникшими в контексте чрезвычайных мер по борьбе с пандемией COVID-19, в том числе в результате вливания больших денежных сумм в экономику для смягчения экономических и социальных последствий данного явления, заявила Группа государств по борьбе с коррупцией (GRECO) – антикоррупционный орган Совета Европы в своём ежегодном отчёте, опубликованном сегодня в Страсбурге.
GRECO подчёркивает, что уже более года правительства вынуждены проводить в жизнь чрезвычайные меры, сопряжённые с концентрацией власти и отступлениями от соблюдения основных прав – меры, сопровождающиеся коррупционными рисками, которые нельзя недооценивать. Эти риски могут быть особенно выраженными в рамках систем государственных закупок – в виде таких проблем, как конфликты интересов и лоббирование.
„Столкнувшись с трудными временами, правительства должны умножить свои усилия, чтобы обеспечить соответствие всех политик и действий по борьбе с экономическим кризисом и кризисом в сфере общественного здравоохранения антикоррупционным стандартам”, - заявила генеральный секретарь СЕ Мария Пейчинович-Бурич. Чиновница добавила, что адекватного законодательства и институциональных рамок недостаточно для борьбы с коррупцией. „Мы должны видеть эффективное применение этих стандартов на практике, а правительства должны действовать ответственно и прозрачно”.
В представленном отчёте председатель GRECO Марин Мрчела призвал государства неукоснительно следовать руководящим принципам, которые GRECO представила в 2020 году с целью предотвращения коррупционных рисков в условиях пандемии. „Крайне важно, чтобы в чрезвычайных ситуациях все решения и процедуры разрабатывались в условиях прозрачности, добросовестности и ответственности”, - отметил он.
Комментируя деятельность GRECO в 2020 году, председатель Группы выразил сожаление в связи с тем, что в некоторых государствах-членах организации имели место „очевидные попытки” правительства и/или законодательной власти совершить нападки, запугать или подорвать судебную систему. „Анализируя меры по предотвращению коррупции, нужно помнить, что не следует рассматривать борьбу с коррупцией в отрыве от независимости судебной системы или даже как направленную против последней. Первая имеет ключевое значение для второй, и наоборот”, - добавил он.
В отчёте рассматриваются меры по предотвращению коррупции, принятые в государствах-членах GRECO в 2020 году, в рамках четвёртого этапа оценивания, фигурантами которого стали парламентарии, судьи и прокуроры, и пятого этапа, в центре внимания которого оказались центральные правительства стран, в том числе высшие исполнительные должности, и правоохранительные органы.
До конца 2020 года государства-члены GRECO полностью внедрили почти 40% рекомендаций организации, направленных на предотвращение коррупции среди депутатов, судей и прокуроров. За этот же срок Республика Молдова полностью внедрила 4 из 18 рекомендаций GRECO. Десять рекомендаций были реализованы частично, а четыре рекомендации, затрагивающие парламентариев, судей и прокуроров, остаются нереализованными, как свидетельствуют данные общеевропейского органа.
Большинству стран, оценённых до сих пор в рамках пятого этапа, было рекомендовано принять кодексы поведения для высших исполнительных должностей или пересмотреть такого рода кодексы. Особенно тревожными фактами оказались нежелание некоторых стран предоставить, в условиях законности, официальные сведения о свободе информации, а также лоббирование, конфликты интересов и „вращающиеся двери”. В отчёте также рассматриваются основные проблемы в сфере борьбы с коррупцией, актуальные для правоохранительных органов, такие как политика по борьбе с коррупцией и обеспечению неподкупности, кадровая политика и защита осведомителей.
Группа государств по борьбе с коррупцией (GRECO) является органом Совета Европы, который ставит перед собой цель повысить способность входящих в него стран бороться с коррупцией за счёт мониторинга их соответствия антикоррупционным стандартам. Организация помогает государствам выявлять недостатки в области национальной антикоррупционной политики, что влечёт за собой проведение законодательных и институциональных реформ и внедрение соответствующих практик. В настоящее время в состав организации входят 47 государств-членов Совета Европы, Беларусь, Казахстан и Соединённые Штаты Америки.