Анализ IPN: вызывающее поведение российского вице-премьера Дмитрия Рогозина имеет своё объяснение, чётко определённые цели и укладывается в определенный стиль поведения в политике и геополитике.
---
Я далёк от мысли, что это тот случай и та ситуация, когда мы могли бы иронизировать относительно недавнего визита Дмитрия Рогозина в Тирасполь. Он является одним из первых лиц в правительстве Российской Федерации, где патронирует, в том числе, военно-промышленный комплекс, а правительство Российской Федерации представляет собой важное действующее лицо на мировой арене. Дмитрий Рогозин является специальным представителем президента России Владимира Путина, Путин представляет Россию, а Россия является важным субъектом международных отношений. Дмитрий Рогозин также возглавляет российскую сторону в Межправительственной молдо-российской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, а молдо-российские торгово-экономические отношения чрезвычайно важны для Республики Молдова, и они в очень значительной степени зависят от позиции Дмитрия Рогозина. Соответственно, в названии материала не идёт речи об иронии или сарказме, но о приглашении изучить причины и следствия, особенно для Молдовы, вызывающего и противоречащего любым обычаям дипломатии, а также элементарному здравому смыслу поведения российского вице-премьера, в очередной раз продемонстрированного им по случаю своего недавнего визита в приднестровский регион Республики Молдова, управляемый сепаратистским режимом.
Исторические корни стиля
В этой связи, можно легче объяснить смысл происходящего, если допустить, что способ самовыражения Дмитрия Рогозина вписывается в стиль, условно называемый „политическая/геополитическая буффонада”, со всеми её характеристиками и последствиями. Данный стиль имеет очень глубокие исторические корни: при каждом королевском дворе были люди, занимавшиеся этим ремеслом. Имея чаще всего физические увечья, они, тем не менее, обладали высоким интеллектом и широчайшими полномочиями, в частности, позволявшими им прямо и недвусмысленно высказывать вместо августейших особ то, что короли в определённых случаях и по различным причинам не могли себе позволить сказать вслух. Даже когда „профессионалы жанра” не слишком утруждали себя доступными всем доказательствами, после их приговоров, бывало, летели головы высокопоставленных деятелей королевства, и это считалось в порядке вещей. Никто из королевского окружения не мог позволить себе говорить столь свободно, как люди данной профессии, имевшие в своём распоряжении столько свободы, сколько им было позволено иметь самим Сувереном.
Государственно-частное партнёрство
Смотря на вещи с этой позиции, гораздо легче понять, почему российский вице-премьер объявил свой несогласованный с молдавскими властями и даже открыто не желаемый ими визит – частным, но настоял на своём появлении в Тирасполе в официальной форме правительства России, а также возглавил делегацию своей страны, в которую входили другие высокопоставленные лица, в том числе члены российского правительства и парламента. Несмотря на заявления о частном характере своего визита в Тирасполь, в своих публичных выступлениях Рогозин не только говорил от имени правительства своей страны, пообещав и в дальнейшем поддерживать местный сепаратистский режим, но и потребовал от правительства отдельного суверенного государства Республика Молдова не подписывать Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом до определённой даты, которую он считает „более подходящей”. И, чтобы его предупреждение звучало более весомо, пригрозил правительству этой суверенной страны, что в противном случае на него ляжет вина за проблемы, созданные этим правительством сотням тысяч молдаван, работающих в Российской Федерации. Он однозначно говорил от имени правительства своей страны, потому что никакое „частное” лицо, ни одной страны мира, не имеет подобных полномочий.
Прямая атака в адрес НАТО и ЕС
По тем же причинам становится ясно, почему, находясь в стране с частным визитом, Рогозин угрожал серьёзными последствиями не частным лицам, но правительственным делегациям этой же страны, а также соседней Румынии, в случае, если бы они осмелились прибыть в Россию. Но до тех пор „профессионал Рогозин” угрожает силой вторгнуться в воздушное пространство одной из стран-членов НАТО и ЕС, верхом на российском военном самолёте, а это уже содержит в себя геополитический подтекст.
Ранее „профессионалы” из этого сословия довольствовались и палкой, на которой они ездили верхом. Сегодня им также недостаточно устного импровизированного послания, которое не вышло бы за пределы королевского двора, потому что с тех пор отличительные черты стиля изменились и модернизировались, в распоряжение его представителей будучи предоставлены социальные сети, ТВ-каналы с тонкими технологиями продвижения королевского, либо пропагандистского послания (которые зачастую аналогичны).
Соревнование, проигранное со старта
Можно считать, что до этого мы говорили о способах и следствиях применения в политике стиля, упомянутого в заглавии статьи. Но, как это всегда бывает, последствия проистекают из причин и целей. Судя по последнему развитию событий, особенно на Украине и в целом в регионе, они носят преимущественно геополитический характер и свидетельствуют, с одной стороны, о стремлении Российской Федерации вернуть страны бывшего СССР в свою сферу влияния, в том числе силой, а с другой стороны, о возобновлении геополитического конфликта между двумя мирами и двумя системами ценностей – Восточной и Западной. В этом противостоянии , Россия не имеет шансов добиться успеха честным путём, потому что, в отличие от Запада, не имеет достаточного потенциала привлекательности в виде денег, уровня жизни, демократических свобод, сильной экономики и т.д. Поэтому ей остаётся лишь искать другие пути. Одним из них является путь сепаратизма, разжигания и поддержки его различных проявлений.
„Транснистризация” Украины и Европы
В подобных условиях неизбежен рост значения людей типа Дмитрия Рогозина, которого американский журнал „Forbes” назвал „главным ястребом российской внешней политики”, а американская администрация рассматривает в качестве одного из высокопоставленных членов российского правительства, несущих ответственность за нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины. Россия использует по-полной „опыт” Рогозина, в том числе в качестве представителя президента России Владимира Путина в Приднестровье, чтобы рулить приднестровским конфликтом без дипломатических тонкостей, сводя к нулю культурные дипломатические усилия „интеллектуального клуба 5+2”, в котором участвуют некоторые из наиболее влиятельных субъектов геополитической арены. По всей вероятности этот „опыт” в настоящее время используется в процессе „транснистризации” территорий на юго-востоке соседней Украины.
Приднестровская колыбель сепаратизма на постсоветском пространстве сегодня представляется в качестве модели для потенциальных последователей в других регионах мира, а послания и действия, подобные рогозинским, открыто поощряют такие режимы и процессы. Открытое признание Рогозина, что он и „другие частные лица”, находившиеся с визитом в Тирасполе, лично, тайно и незаконно вывезли из Республики Молдова списки подписей и обращение о признании независимости Приднестровья, является лишь одним, но очень важным примером. „Молдавским спецслужбам досталась лишь малая часть подписей. Об основном грузе мы позаботились, чтобы он попал в Москву”, торжествовал „профессионал” в одной из социальных сетей, используемой в интересах профессии.
Многими экспертами уже было отмечено, что если Украина падёт жертвой сепаратизма и иностранного вмешательства, то за ней придёт очередь Молдовы. Но до сих пор никто, кажется, не сказал, что за Молдовой на находится Европа.
И рогозины бывают полезны
Как это ни покажется странным, данный стиль осуществления политики и геополитики имеет свои плюсы. Без этой бравады и необдуманных заявлений Рогозину было бы легче попасть и в Кишинёв, хорошенько взбаламутив воду в молдавском обществе, как это было 9 мая прошлого года. В Кишинёв он так и не попал и в его отсутствие 9 мая, накануне и после этой даты всё в Молдове прошло спокойно и цивилизованно, хотя многие ожидали провокаций и дестабилизации, особенно в связи с региональным кризисом. Некоторые эксперты считают, что отсутствие инцидентов во время посвящённых 9 мая демонстраций свидетельствует о достижении Молдовой некоторых успехов в сфере примирения. Кто-то праздновал День Победы, кто-то отмечал День Европы, третьи праздновали и то, и другое, для четвёртых это вообще был обычный день. В сильно фрагментированном обществе – это действительно хороший результат. Руководство страны, правящие и оппозиционные партии провели каждые свой митинг, участники которых не смешивались между собой, зато были отмечены немало случаев мирного общения между собой ветеранов советской и румынской армий. Возможно, потому что не было никого, кто бы натравливал их друг на друга. В праздничных концертах, наряду с местными артистами, приняли участие приглашённые звёзды как из России, так и из Румынии и Украины .
Но одна или даже две больших провокации всё же состоялись. Обе связаны с „частным визитом” Дмитрия Рогозина в Тирасполь. Первой является визит сам по себе, предпринятый дерзко и шумно, вторая состоит в попытке „высокой российской делегации” вывезти вышеуказанные „сепаратистские” списки из Молдовы или даже доставить значительную их часть в Москву. В любом случае, похоже, что молдавская СИБ была права, сообщая IPN 9 мая, что в этот день ей придётся работать в усиленном режиме.
Через несколько дней подпишем Соглашение об ассоциации с ЕС?
Есть и ещё один урок, который следует извлечь из „профессионального” поведения Рогозина. Если он сказал, что Молдове не нужно подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС до конца года, значит, его надо подписать... ещё вчера. При том, что скорость подготовки к подписанию Соглашения итак очень высока, последним официальным сроком будучи назван июнь. Но во вторник, 13 мая, в Кишинёв прибывает председатель Европейского совета Херман Ван Ромпёй, которого, говорят, встретят с воинскими почестями. Очевидно, что в описанной выше ситуации он приезжает не просто для встречи с молдавскими чиновниками, которые очень часто сами гостят в Брюсселе, и не только для того, чтобы произнести речь перед широкой аудиторией. Возможно, целью его визита является сообщить, что Соглашение об ассоциации будет подписано уже в конце этого месяца, фактически, через несколько дней. По крайней мере, ранее такие сроки называли в нескольких случаях лидер ЛДПМ Влад Филат и президент страны Николае Тимофти.
Валериу Василикэ, IPN