Родители погибшего военнослужащего приднестровской армии предлагают создать Комитет солдатских матерей
Родители солдата срочной службы Евгения Колобышко, чей труп был найден в Днестре в начале января 2008 года, обратились в оппозиционные СМИ Приднестровья с призывом создать Комитет солдатских матерей, передает корреспондент Info-Prim Neo из региона. Он был единственным сыном в семье и исчез из армии в октябре 2007 года, а ведущий уголовное дело следователь Михаил Бургуван заявил, что Евгений был утоплен еще живым, о чем свидетельствует проведенная в Ростове-на-Дону генетическая экспертиза. По словам родителей, Евгений впервые не вернулся в свою часть из увольнения в сентябре и попросил перевести его в другое подразделение. А в октябре пропал из части второй раз.
Сейчас при воинских частях в Приднестровье созданы формально родительские комитеты, но эти организации слабы, малочисленны, не имеют никаких реальных возможностей для контроля над тем, что реально происходит. А солдаты слишком запуганы, чтобы защитить свои права, - заявила мать погибшего солдата Екатерина Колобышко.
Большой общественный резонанс в Приднестровье, связанный с «дедовщиной» в армии вызвала смерть новобранца Анатолия Моспана, призванного на срочную службу из села Лунга района Дуэсарь 28 декабря и погибшего в одной из воинских частей Тирасполя 2 января. Родители и односельчане полагают, что причиной его смерти стали насильственные действия. Отец и мать солдата сообщили тогда корреспонденту ИА «Новый Регион-2», что пришли к такому выводу после того, как увидели тело сына, привезенного из части для похорон. «В военкомате нам сразу сказали, что тело привезут в час дня, а в половине второго, чтоб был захоронен. Разве так можно? Привезли его в военной форме, закрашенного тональным кремом. Мы решили переодеть сына в костюм», – рассказал отец Анатолия Игорь Моспан.
По его словам, «ноги были побиты, на голенях виднелись какие-то сечения и рубцы, как после ударов сапогами по ногам, на пятках были проколы, как будто протыкали чем-то, в районе костей таза – ссадины, гортань распухшая, пальцы рук придавлены и синие, как будто в дверях зажимали».Комментируя официальную причину смерти сына – от сердечной недостаточности, Игорь Моспан сказал, что «Толя прошел пять медицинских комиссий, и ни один врач не обнаружил заболеваний сердца, все признали его годным к службе». «Он только что получил права, где тоже прошел медкомиссию. В детстве никогда ни на что не жаловался», – добавил отец солдата. В связи с этими обстоятельствами родители Моспана, а также их соседи, помогавшие в проведении похорон, активисты армейского родительского комитета обратились с заявлением на имя прокурора пмр и военного прокурора пмр с просьбой провести проверку обстоятельств смерти Анатолия Моспана и законности предпринятых ответственными лицами действий.
Согласно выводам экспертов Приднестровья и их коллег из Одессы официальная причина смерти Анатолия была подтверждена, при этом эксгумация тела не производилась. В канун праздника 8 марта уполномоченный по правам человека в Приднестровье Василий Калько заявил в интервью корреспонденту ТВ Приднестровья, что в отношении медицинских работников призывной комиссии возбуждено уголовное дело.
По официальным данным министерства здравоохранения региона, только двое из десяти призывников в приднестровскую армию годны к несению службы по состоянию здоровья. Во время весеннего призыва в нее будет отправлено 700 солдат срочной службы. Прошлогодний осенний призыв составил 500 человек.