25 марта Европейский совет объявил о новых мерах по снижению европейской зависимости от российских энергоресурсов, в том числе о совместной платформе закупки газа, которая будет открыта и для стран Западных Балкан, а также для трех ассоциированных восточных партнеров: Украины, Республики Молдова и Грузии. Лидеры ЕС договорились, что государства-члены будут работать вместе для добровольной совместной закупки природного газа, сжиженного газа и водорода. Власти Республики Молдова приветствовали окончательное решение Европейского совета, в которое входит обязательство государств-членов совместно закупать природный газ, сжиженный газ и водород. Что произошло, что изменилось и что произойдет и изменится в будущем после решения Европейского совета, в том числе для Республики Молдова обсудили участники публичных дебатов, организованных Информационным агентством IPN.
Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан отматил, что Европейский совет является частью семи очень важных институтов ЕС, утвержденных Лиссабонским договором, как организация, определяющая политическую повестку дня Европейского Союза, а внешне действует как коллективный глава государства. Это учреждение состоит из национальных лидеров, глав государств и правительств стран ЕС. Европейский совет объединяет исполнительную власть государств-членов ЕС и влияет на очень важные политические области. Европейский совет не имеет законодательных полномочий, но имеет полномочия назначать высокопоставленных чиновников, например собственного председателя, верховного представителя ЕС по иностранным делам и безопасности, президента Центрального банка, и предлагает Европейскому парламенту кандидата на пост председателя Европейской комиссии.
„Европейский совет может влиять на коллективную исполнительную власть Европейской комиссии и является своего рода высшей политической властью. Выводы после встреч, состоявшихся 24 и 25 марта, имеют пять ключевых областей, в которых ЕС проявил свою политическую волю. Речь идет об: агрессии Российской Федерации против Украины и о том, как ЕС намерен действовать дальше; обороне и безопасности, а также о мерах, которых должна предпринять Европейская комиссия; об энергетической безопасности, экономике и экономическом развитии Европейского Союза в новых условиях; о борьбе с пандемией COVID-19 и подготовке к саммиту ЕС-Китай”, - сказал Игорь Боцан.
По мнению эксперта, речь идет о важных решениях, потому что для Европы наступает новый контекст, в котором существующий международный порядок оспаривается Российской Федерацией, которая утверждает, что является полюсом многополярного мира и напала на Украину. „Это заставляет ЕС пересмотреть многие из своих основных политик, и самая главная, это энергетическая независимость от Российской Федерации, которая за последние полгода прибегла к энергетическому шантажу против Европейского Союза и стран Европы. Новый подход ЕС направлен на устранение шантажа, к которому прибегла Российская Федерация, как международная энергетическая держава, которая использует эти рычаги в политических целях. Европейской комиссии еще предстоит разработать новую энергетическую стратегию, и до июня будет период размышлений об этом новом подходе”. В этом контексте Игорь Боцан считает, что властям Молдовы предстоит сделать ряд очень важных дел.
Депутат фракции Партии действия и солидарности Адриан Бэлуцел утверждает, что Европейский совет выступил с заявлением, в котором содержатся определенные директивы о политике и энергетической безопасности ЕС относительно процесса приобретения энергоресурсов. „Это должно отразиться в новой стратегии Европейского Союза в отношении энергетической безопасности, и там будут изложены практические способы, как этот процесс должен происходить, эти переговоры, а также при каких условиях страны-члены ЕС могут участвовать в этом процессе. Важно отметить, что на данном этапе Европейский Совет, обладающий очень большой политической властью в Европейском Союзе, прямо отметил ассоциированное трио - Грузия, Украина и Республика Молдова и страны Западных Балкан, в отношении которых политика энергетической безопасности Европейского Союза должна и может отразиться. Это означает, что Европейский союз обеспокоен не только энергетической безопасностью стран-членов ЕС, но и в более широком контексте стран, которые хотят ассоциироваться с ЕС, глубже интегрироваться в ЕС”, - сказал Адриан Бэлуцел.
Депутат ПДС считает, что процесс вступления в ЕС дает возможность Республике Молдова или любой стране, которая находится в процессе вступления в ЕС, участвовать в нескольких программах, доступных для стран-членов ЕС. „Важно отметить, что ЕС, независимо от статуса члена или не члена ЕС, рассматривает регион, частью которого является Республика Молдова, как регион, пострадавший от энергетического кризиса, и хочет предложить определенные рычаги энергетической безопасности для Республики Молдова и пострадавших стран региона. Включение Республики Молдова в список стран, которые смогут коллективно получить доступ к этим энергетическим ресурсам, демонстрирует озабоченность ЕС по поводу энергетической безопасности Республики Молдова. Это политическая открытость для более глубокой интеграции между ЕС и Республикой Молдова. Я надеюсь, что механизмы, с помощью которых это произойдет, будут максимально доступными для Молдовы, и не будет никаких различий по сравнению с государствами-членами”, - сказал он.
Эксперт в области энергетической безопасности Серджиу Тофилат считает, что возможность совместной закупки газа возникает в ответ на агрессию и попытки шантажа, исходящие от Кремля через Газпром, который скорее является продолжением Министерства иностранных дел России и использует газ в качестве политического оружия, как инструмент для достижения определенных политических целей. „В данном случае это игрок, который обеспечивает около 40% потребления газа в ЕС, и теперь ситуация меняется. Если бы Газпром руководствовался корпоративной политикой и экономическими интересами и устранял бы политические цели, тогда Молдова не стала бы свидетельницей этой инициативы. Владимир Путин пытается шантажировать любое государство, разделяющее демократические ценности, уважающее права человека, особенно право граждан самостоятельно избирать руководство своей страны, и естественно, что это представляет опасность для его режима, и он всеми силами пытается уничтожить любые демократические устремления, и именно поэтому он напал на Украину”, - сказал Серджиу Тофилат.
„В ситуации, когда кто-то пытается создать конкурентный рынок, но самый крупный игрок, который имеет 40% доли рынка, не ведет себя должным образом, уменьшает объемы, манипулирует ценами, тогда необходимо вмешаться. Решение Европейского совета призвано противодействовать попытке Газпрома шантажировать ЕС. Когда дело доходит до переговоров, количество и цена имеют значение. Скорее всего, операторы транспортных систем из каждой страны передают план закупок или график поставок, чтобы те, кто будет вести переговоры со стороны ЕС и стран-партнеров, имели четкое представление о том, какой объем газа необходим и в какой период времени. Соответственно, это также полезно для тех, кто поставляет газ, потому что они могут планировать свои инвестиции и иметь более широкий горизонт планирования. В коммерческом плане Молдова одинаково смотрит на то, через какую точку поставщик будет поставлять газ в страну. Он может транспортировать газ из Турции или Польши, Румынии. Технически говоря, да, маршрут поставок газа может измениться. Например, если газ будет доставлен на терминал СПГ в Польше, то физически он не будет доставлен в Молдову, физически объем газа останется в ЕС, и поступит на европейский рынок через транзит газа, поступающего из России, через Украину. Если газ поступит из Румынии или с юга, маршрут изменится. Молдова теперь имеет техническую возможность доставлять газ по трем другим альтернативным маршрутам, но для полного покрытия потребления, особенно в южных районах, обязательно должен быть активным Трансбалканский газопровод”, - сказал эксперт по энергетической безопасности.
232-е дебаты „Республика Молдова будет закупать газ через Европейский Союз: что это означает, и каких последствий можно ожидать?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.