Решение о приостановлении действия лицензии на вещание также необходимо проанализировать с точки зрения национальной безопасности. Op-Еd Михая Могылдя

 

 

Учитывая, что власти Республики Молдова открыто признали, что Российская Федерация пытается дестабилизировать Республику Молдова, введение мер по противодействию инструментам, используемым Российской Федерацией для этой цели, является полностью необходимым и оправданным. Роль Комиссии по чрезвычайным ситуациям в этом контексте заключается в том, чтобы реагировать на сигналы, посылаемые соответствующими национальными учреждениями, такими как Совет по аудиовизуальным средствам и Служба разведки и безопасности, чтобы действовать эффективно и ограничивать их влияние на безопасность Республики. Молдовы...

 

Михай Могылдя
 

16 декабря Комиссия по чрезвычайным ситуациям (КСЭ) приняла решение о приостановлении действия лицензий на вещание шести телеканалов (Primul în Moldova, RTR Moldova, Accent TV, НТВ Молдова, TV6 и Orhei TV) на период чрезвычайного положения. сославшись на причину «защиты национального информационного пространства и предотвращения риска дезинформации путем распространения ложной информации и попыток манипулирования общественным мнением». Решение ЕГЭ вызвало противоречивую реакцию политических партий, гражданского общества и средств массовой информации Республики Молдова. Критика, высказанная в адрес этого решения, касалась, в частности, трех вопросов: (1) необоснованного ограничения права на свободное выражение мнений и собственности, (2) несоблюдения принципа соразмерности в санкциях, применяемых CSE, и (3) отсутствие публично представленных убедительных аргументов в поддержку этого решения.

По сути, центральный вопрос, связанный с приостановлением действия лицензий на вещание телеканалов, направлен на обеспечение безопасности информационного пространства в условиях войны Российской Федерации против Украины. Введение чрезвычайного положения 24 февраля в связи с «ситуацией, связанной с региональной безопасностью и угрозой национальной безопасности», а также наделение ЕГЭ полномочиями парламента по реализации мер, связанных с противодействием дезинформации и фейковым новостям, говорят сами за себя о структуре, в которой работает CSE, и о прерогативах этой организации. Более того, этой темой нельзя заниматься в отсутствие широкого понимания влияния пропаганды и дезинформации на национальную безопасность, а также на формирование общественного мнения относительно войны, проходящей в непосредственной близости от границ Республики Молдова. Сегодня внутренние усилия по дестабилизации, незаконно финансируемые и организованные Кремлем через различных посредников, усиливаются через каналы СМИ, в том числе те, которые являются предметом решения ЕГЭ.

Принадлежность шести телеканалов к кремлевским ставленникам не подлежит сомнению

По последней информации, четыре из шести телеканалов (Orhei TV, TV6, Primul в Молдове и Accent TV) через посредников контролируются Иланом Шором. Если связи между Иланом Шором и людьми, стоящими за Orhei TV и TV6, были хорошо известны в течение нескольких лет, то смена в сентябре текущего года администратора двух последних станций вызвала вопросы относительно передачи контроля над этими телеканалами от ПСРМ. Партии «Шор», будучи уведомленным об этом Советом по телевидению и радио, Службой информации и безопасности, Национальным антикоррупционным центром и Советом по конкуренции. Хотя ответы, предоставленные целевыми учреждениями, не были обнародованы, принадлежность к какой-либо из сторон не оставляет места для интерпретации в отношении контроля Российской Федерации над этими СМИ. То же самое относится к станциям РТР-Молдова и НТВ-Молдова, которыми управляют либо из Москвы, либо компании, аффилированные с ПСРМ.

Положение CSE касается списка физических и юридических лиц, подлежащих международным санкциям, в который входят, в частности, Илан Шор и Игорь Чайка. После того, как в конце октября Минфин США ввел ряд санкций за их причастность к кампаниям злонамеренного влияния и системной коррупции в Республике Молдова, вновь подтвердились связи Илана Шора с Российской Федерацией, в том числе в ходе расследований в СМИ. Эти вехи, которым предшествовало дело «Багамы», демонстрируют, что шесть вышеупомянутых СМИ являются не чем иным, как инструментами манипулирования и дезинформации, которые служат интересам Российской Федерации в Республике Молдова, независимо от их заявленного владельца.

Положение CSE касается списка физических и юридических лиц, подлежащих международным санкциям, в который входят, в частности, Илан Шор и Игорь Чайка. После того, как в конце октября Минфин США ввел ряд санкций за их причастность к кампаниям злонамеренного влияния и системной коррупции в Республике Молдова, вновь подтвердились связи Илана Шора с Российской Федерацией, в том числе в ходе расследований в СМИ. Эти вехи, которым предшествовало дело «Багамы», демонстрируют, что шесть вышеупомянутых СМИ являются не чем иным, как инструментами манипулирования и дезинформации, которые служат интересам Российской Федерации в Республике Молдова, независимо от их заявленного владельца.

«Ахиллесова пята» — общественное восприятие войны РФ против Украины

С 24 февраля по настоящее время серьезная проблема, отраженная в опросах общественного мнения, проведенных на национальном уровне, касается отношения граждан Республики Молдова к войне Российской Федерации против Украины. Например, в данных Барометра общественного мнения за ноябрь 2022 г. отмечается, что около 38% граждан Республики Молдова считают, что Российская Федерация осуществляет неоправданное вторжение на территорию Украины, а около 32% рассматривают войну как попытка Российской Федерации защитить Донецкую и Луганскую народные республики от нападения Украины или как операцию по освобождению Украины от нацистов. Несомненно, выводы, которые можно сделать спустя 300 дней с начала войны, однозначно указывают на то, что часть населения Республики Молдова по-прежнему является жертвой ложных и манипулятивных новостей относительно ситуации в Украине. Это ставит под угрозу доверие граждан к государственным институтам, особенно к тем, которые отвечают за управление сектором безопасности и обороны и которые должны реагировать на возможное нападение Российской Федерации на Республику Молдова.

Влияние шести телеканалов на формирование восприятия гражданами войны Российской Федерации против Украины значительно. Согласно данным, измеряющим аудиторию телеканалов, четыре из шести телеканалов входят в семерку самых просматриваемых телеканалов Республики Молдова, а РТР-Молдова и НТВ-Молдова даже занимают лидирующие позиции в этом рейтинге. Эти измерения, соотнесенные с редакционной политикой этих станций, ориентированной на тенденциозное освещение событий, связанных с войной Российской Федерации против Украины, демонстрируют их пагубную роль в отечественном медиаландшафте.

Вместо выводов... улучшенное законодательство, но все еще нуждается в корректировках

Поправки, принятые в июне текущего года к Кодексу аудиовизуальных медиауслуг, внесли ряд улучшений в систему санкций за контент, классифицируемый как дезинформация. Ужесточение штрафов и сокращение количества санкций, необходимых для ходатайства о приостановлении или отзыве лицензии на вещание, удалось ограничить потоки манипулятивной информации с намеком на дезинформацию. Даже в этих условиях только в 2022 году шесть телеканалов в сумме накопили 84 санкции, на что ссылаются в случае приостановки действия их лицензий на вещание.

В целях укрепления законодательной базы и возможностей мониторинга Совета по телевидению и радио необходимо применять методологию мониторинга дезинформации в СМИ. В отсутствие такого инструмента возможности решения существующих проблем властями останутся ограниченными. В то же время необходимо разработать институциональную базу для мониторинга и внедрить санкционный механизм за продвижение дезинформации и фейковых новостей в онлайн-среде, где сегодня действуют медийные учреждения с приостановленной лицензией на вещание. Однако этот механизм должен быть тесно связан с прозрачной и хорошо структурированной методологией оценки, чтобы избежать возможных злоупотреблений или отклонений.
---

Михай Могылдя - заместитель директора в Институте европейских политик и реформ (IPRE).
---

Этот Op-Ed опубликован в рамках проекта «Повышение уровня информированности и понимания вопросов безопасности и обороны Республики Молдова», реализуемого Институтом европейской политики и реформ (IPRE) и Фондом Фридриха Эберта в Молдове в партнерстве с Zonadesecuritate.md и медиаплатформы Zugo.md, а также в результате партнерства IPRE с IPN в рамках проекта «Мы и Европа», поддерживаемого Фондом Конрада Аденауэра. в Республике Молдова.


 
Михай Могылдя
Михай Могылдя руководит командой в рамках программы Европеизации в Институте европейских политик и реформ (IPRE). Oн является выпускником программы магистратуры в области Европейских политических и административных исследований в Колледже Европы (Брюгге).

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.