Решение Конституционного суда о признании наличия исключительного случая неконституционности в Законе о проверке лиц, занимающих государственные должности, и кандидатов на государственные должности Службой информации и безопасности, а конкретно – в положениях, касающихся судей, является историческим. Такие мнения были высказаны в ходе передачи „Ora expertizei” на телеканале Jurnal TV, передаёт IPN.
Судья Домника Маноле считает, что в его прежнем виде закон представлял собой способ оказания давления на судей и порождал боязнь получить отрицательное заключение Службы информации и безопасности. „У всех судей в подсознании существовал этот страх, и причины, по которым некоторые из них были объявлены несовместимыми с должностью, показывают, что этот страх судей был обоснованным”, - говорит Маноле.
Экс-председатель Дисциплинарной коллегии Высшего совета магистратуры Николае Рошка считает, что вследствие решения КС в выигрыше окажется всё общество, потому что сильный судья – это судья, уверенный в том, что его не обвинят в случае неких неясных ситуаций. „Правовая норма проверяется путём её применения. Мы можем лишь сожалеть о том, что для проверки этой нормы должны были пройти целых девять лет”, - отметил Рошка.
Бывший прокурор Павел Мидриган считает, что обществу следует радоваться этому решению, но не слишком сильно, потому что были отменены только два пункта закона. По его словам, это консультативное заключение СИБа, казалось бы, не должно было приниматься за основу, однако Высший совет магистратуры воспринимал это заключение как обязательное. „В отношении судей всё должно было быть предельно ясно: судебный акт может проверять только вышестоящая судебная инстанция”, - сказал Мидриган.
Конституционный суд признал наличие исключительного случая неконституционности в Законе о проверке лиц, занимающих государственные должности, и кандидатов на государственные должности, а именно в тех его положениях, которые касаются судей. Суд отметил, что проверка судей СИБом наносит ущерб независимости судебных органов.