Решение КС о государственном языке делает объединение невозможным

Постановление Конституционного суда (КС) от 5 декабря 2013 года сослужило плохую службу румынскому языку, который и так шаг за шагом, абсолютно естественным путём, завоёвывал себе заслуженный статус официального языка в Республике Молдова. Румынский язык не нуждался в ошибочных методах своего продвижения, которые вызвали неодобрение большинства депутатов парламента и будут использованы в спекулятивных целях в ходе избирательных кампаний. Это мнение содержится в комментарии, размещённом на сайте promis.md, сообщает IPN.

„Решение КC от 5 декабря создало новые проблемы, вместо того, чтобы удовлетворительным образом решить обсуждаемую проблему. Смысловая эквивалентность терминов „румынский язык” и „молдавский язык” давно закреплена законодательством Республики Молдова, она должна была получить подтверждение на конституционном уровне, чтобы помочь в решении практических проблем”, – утверждает автор комментария, исполнительный директор Ассоциации за демократию через участие (ADEPT) Игорь Боцан.

По его словам, в этом контексте уместно будет напомнить, что в Республике Молдова более четверти века ведутся бесконечные политические баталии между государственниками и сторонниками объединения с Румынией вокруг имени официального языка – молдавский или румынский. Рассмотрение Конституционным судом данного запроса является лишь эпизодом, который демонстрирует, что суть проблемы заключается не столько в собственно имени официального языка, сколько в последствиях выбора, сделанного в пользу того или иного названия.

Для обеспечения преобладания термина „румынский язык” судьи поставили Декларацию независимости превыше Конституции, внедрив понятие „конституционного блока” и проигнорировав общепринятые критерии его создания и применения. „Метафора, сравнивающая Декларацию независимости с неизменяемым документом – свидетельством о рождении, в сегодняшнем политическом контексте Республики Молдова не способна вызвать ничего, кроме иронии. Решение КС породило целый ряд неожиданных проблем, затрагивающих судьбу более тысячи договоров, конвенций и международных соглашений, в которых принимает участие Молдова, приднестровского урегулирования, отношений с Российской Федерацией. Проблем, которые молдавские власти просто не в состоянии решить”, отмечается в комментарии.

По мнению Игоря Боцана, преобладание Декларации независимости над Конституцией делает очевидно невозможными любые политические решения, касающиеся возможного присоединения к любым федерациям стран, включая Евросоюз, в случае его эволюции в направлении федеративной модели. Более того, становится невозможным объединение Молдовы с Румынией. Никакое постановдение законодательного органа, либо решение народа-суверена, выраженное посредством всенародного референдума, не может в принципе превалировать над „положением о вечности”, которым наделил Декларацию независимости Конституционный суд.

Автор отмечает, что, согласно статье 26 (7) Закона о Конституционном суде, „Постановления Конституционного суда не имеют обратной силы”, а поднятые решением КС проблемы глубоко укоренены в прошлом, потому необходим пересмотр упомянутых документов и отношений.

5 декабря 2013 года Конституционный суд вынес решение по двум запросам о толковании статьи 13 Конституции, которая устанавливает для государственного языка название „молдавский”. Таким образом, Конституционный суд постановил, что текст Декларации независимости, в котором государственный язык назван румынским, является частью конституционного блока и преобладает над текстом Конституции.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.