На прошлой неделе у нас была еще одна возможность убедиться в том, что наши предки римляне были правы, когда утверждали, что повторение – мать учения. Это стало возможным благодаря министру образования, культуры и науки Моники Бабук, которая поделилась впечатлениями после визита в район Тараклия в ходе передачи „Fabrika” на телеканале Publika TV, 20 июля 2018 года. Менее важно то, что мы узнали нового от госпожи министра. А важно то, что министр сказала некоторые вещи, которых мы усвоим гораздо лучше, если повторим: 1) оплата труда технического персонала дошкольных и школьных учреждений, зарплаты которого иногда не превышают тысячу леев, это проблема; 2) сегодня в стране существуют 2032 вакансий в сфере образования; 3) очень мало молодых специалистов идут работать в школу.
Эти очень болезненные истины мы хорошо запомнили посредством повторения. Поэтому очень интересен и подход к ним правящей Демократической партии Молдовы (ДПМ), которую представляет министр Моника Бабук. Ее прибытие в Тараклию состоялось по предложению лидера партии, адресованное всем членам кабинета министров. Необходимо отметить и тот факт, что область, за которую отвечает министр, имеет очень точные партийные директивы. 17 октября 2017 года лидер ДПМ сказал очень четко и ясно – реформа образования, начатая прежней властью, не удалась, а ученики и учителя страдают из-за этого. Как говорится – попадание в точку! Следует признать, однако, что министр Моника Бабук является более внимательной и деликатной в ее подходах. Поскольку повторение - мать учения, министр Моника Бабук не преминула тонко напомнить лидеру ДПМ, что эта реформа, начатая в октябре по предложению председателя Демократической партии Молдовы г-на Влада Плахотнюка, и которая соответствует деятельности министерства, была предпринята с целью создания новой концепции развития школьной программы. Программа, которая действует сейчас, была введена в 2010 году. Таким образом, она работает семь лет, и, безусловно, если говорить хронологически, требует определенных изменений.
Конечно, госпожа министр могла бы быть более решительной, напомнив лидеру ДПМ, что он занимал должность вице-председателя парламента, когда была принята правительственная программа: Свобода, Демократия; Благосостояние на 2011-2014 годы. А ДПМ, как часть власти, участвовала в разработке и реализацию этого документа, который, на стр. 57, предусматривает однозначно: Адаптация количества и типов детских садов и школ количеству детей и школьников в каждом населенном пункте, с учетом существующих демографических прогнозов. Более того, оставаясь в части повторения как метода прочного овладения знаниями, лидеру ДПМ следовало бы напомнить, что с 2009 года и до сих пор именно его партия постоянно руководила министерством экономики и сферой социальной защиты. То есть, за сферу благосостояния в программе правительства непосредственно отвечала именно ДПМ.
Возвращаясь к оценкам госпожи министра Моники Бабук, нельзя не отметить ее достаточно сбалансированный подход к ситуации в сфере образования. В интервью, опубликованном 31 декабря 2017 года, г-жа министр утверждает, что: Конечно, в очень многих населенных пунктах ... само существование общины, села, хутора, было поставлено под сомнение. Это не может радовать нас, потому что примерно из 1 300 школах, существующих в Республике Молдова, у нас есть более 400 малых школ. Учитывая демографические процессы, рождение меньшего количества детей, а так же миграционные процессы, что скрывать, школы из других сел, которые ранее имели гораздо большее количество детей, становятся и они небольшими школами. Если мы остановимся и в дальнейшем на закрытии всех этих школ, выходит, что мы должны ликвидировать в целом, или оставить на вымирание подавляющее большинство населенных пунктов Молдовы, чего мы не хотим, чтобы случилось и что можно преодолеть с помощью других подходов. Очень правильно и точно! Более того, г-жа министр предложила сразу конкретные решения: мы планируем заново открыть начальную школу в селе Цепилова района Сорока и начальную школу в селе Фырлэдень района Хынчешть. С первого сентября мы планируем открыть первый класс в селе Болохан, Орхей, и я думаю, что такие примеры еще будут. Каждый конкретный случай анализируется со всех точек зрения, начиная с запросов родителей и местных сообществ, и заканчивая финансовыми аргументами и возможностями в каждом отдельном случае.
Проанализируем призыв госпожи министра и рассмотрим отдельный случай в Цепилова. Итак, 29 марта 2018 года, в результате запроса депутата Елены Бондаренко, была заслушана подчиненная госпожи министра государственный секретарь Министерства образования, культуры и науки Анжела Кутасевич. Вот что рассказала она депутатам в связи с повторным открытием начальной школы из Цепилова района Сорока: В настоящее время в учреждении организовано одновременное обучение для учащихся I–III классов. Двое детей учатся в первом классе, 6 детей во втором классе и двое детей в третьем классе. В третьем классе есть и ребенок с особыми образовательными потребностями. Учащиеся, которые посещают учреждение, довольны и родители выразили благодарность за высокое качество образовательных услуг, предлагаемых учителями. Питание учащихся в школе соответствует стандартам и нормам питания.
Реакция депутата Елены Бондаренко была на уровне отчета госсекретаря: было подделано 12 подписей родителей, которые высказались якобы за открытие школы. Они обратились в прокуратуру, и ждут ответа от компетентных органов, и в качестве протеста по отношению к квалификации учителя, родители отказались вести детей в эту школу; учительница учит детей третьего класса упражнениям типа 2+4...
Конечно, недовольство родителей популистскими партийными инициативами можно понять, но не протест против того, что в третьем классе дети учат сложение, ведь все согласны с тем, что Repetitio est mater studiorum! Так готовятся будущие квалифицированные кадры для зрелой экономики, которую строит министр экономики и инфраструктуры Кирилл Габурич.
Эксперты IPN