В период с октября 2020 года по март 2021 года процедуры государственных закупок планировались неправильно, что приводило к низкой эффективности закупок и растрате государственных средств. В то же время нормативные акты в области госзакупок, целью которых являлось реагирование на пандемию COVID-19, привели к снижению прозрачности и увеличению доли государственных денег, расходуемых вне рамок прозрачной системы закупок. Такие выводы были озвучены сегодня, 22 апреля, в ходе круглого стола „Правовые злоупотребления в сфере госзакупок в период пандемии”. Мероприятие было организовано Ассоциацией за эффективное и ответственное управление (АЭОУ), передаёт IPN.
Согласно информации АЭОУ, отсутствуют механизмы исполнения решений Национального агентства по разрешению споров (НАРС). Некоторые закупающие органы, после подачи жалоб в НАРС, инициируют повторные процедуры закупок в отношении того же предмета. Конкуренция в рамках процедур государственных закупок является ограниченной вследствие применения ненадлежащих процедур или корректировки технических условий. При этом отсутствует эффективный контроль и наказания за нарушения в сфере госзакупок. Договоры о государственных закупках заключают с экономическими операторами, предоставившими несоответствующие требованиям документы. Гражданское общество по-прежнему не имеет достаточных рычагов для влияния на незаконные процедуры и их прекращения.
По данным АЭОУ, в период с октября 2020 года по март 2021 года, из 381 оценённого государственного медико-санитарного учреждения, 259 не представили сведений о государственных закупках, 112 их представили, а 10 учреждений не осуществляли госзакупок.
Глава Управления мониторинга в рамках Агентства государственных закупок Надежда Танасов рассказала, что наиболее распространённые отклонения заключались в неполных или неправильно заполненных документах. Некоторые договоры были заключены с экономическими операторами, не обладающими нужной квалификацией или не соответствующими предъявляемым требованиям (85 процедур госзакупок), а отсутствие минимального количества оферентов, предусмотренного для каждой процедуры, было зафиксировано в случае 51 процедуры государственных закупок.
При выборе исполнителей договоров неоднократно наблюдалось необоснованное исключение предложений с более низкой стоимостью, были зафиксированы случаи необоснованной отмены некоторых закупочных процедур, а некоторые объявления о выборе исполнителей договоров не были опубликованы. Если говорить об исполнении договоров, то в некоторых случаях имело место необоснованное завышение стоимости договоров госзакупок, необоснованно продлевались сроки их исполнения, не были приняты меры для применения санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров госзакупок, в том числе в виде включения экономических операторов в Запретный список, пояснила глава Управления мониторинга в рамках Агентства публичных услуг.