Месть и вовлечение политики в акт правосудия. Так эксперт по конституционному праву Теодор Кырнац квалифицирует инициирование процедуры оценки деятельности временно отстраненного генерального прокурора. С другой стороны, депутаты власти заявляют, что арест Александра Стояногло и оценка его деятельности - это отдельные процессы. Более того, по словам власть предержащих, через оценку деятельности отстраненного генерального прокурора предпринимается попытка восстановить имидж учреждения прокуратуры в глазах общества, - передает IPN.
Как сказал эксперт по конституционному праву Теодор Кырнац, процедура оценки деятельности временно отстраненного генерального прокурора с самого начала подорвана, поскольку оценочная комиссия создана из представителей политических деятелей.
„Такое постановление, которое появляется после задержания, затем после ареста, после чего последует и оценка - это бесчеловечно. Это больше похоже на месть. Это оценка, инициированная политическим субъектом, которым является Президент Республики Молдова, в отношении учреждения, представляющего часть судебной системы. Это конфликт интересов. Это политическое вмешательство в деятельность учреждения, которое способствует отправлению правосудия. В оценочную комиссию входят один человек, делегированный президентом, и один от Министерства юстиции, то есть эта комиссия создана двумя политическими учреждениями”, - отметил эксперт по конституционному праву Теодор Кырнац в эфире передачи „Întreabă Ghețu” на телеканале TV8.
Бывший вице-спикер парламента Александру Слусарь также критикует решение главы государства обратиться в Высший совет прокуроров с просьбой инициировать оценку деятельности Александра Стояногло. По его мнению, если учесть, что Стояногло находится под домашним арестом, оценка может считаться недостоверной.
„Тот факт, что в оценочной комиссии есть представители Министерства юстиции и Президентуры, свидетельствует о политическом вмешательстве. Если учесть факт, что временно отстраненный генеральный прокурор находится под домашним арестом, то как будет проходить эта оценка? Он должен дать разъяснения, должен участвовать. Возникает вопрос, не является ли это запасным планом на случай, если следствие не даст результатов?”, - подчеркнул Александру Слусарь.
С другой стороны, стоящие у власти и некоторые политические комментаторы говорят, что оценка деятельности и арест Александра Стояногло – это параллельные процессы. Более того, временно отстраненного генерального прокурора не следовало бы исключать из процесса внеочередной оценки судей и прокуроров, который направлен на очистку системы.
„Политический фактор прибегает к мере предосторожности. Политический фактор, будучи неспособным контролировать юридический процесс, в котором участвует Стояногло, возвращается к обещанию оценить учреждения. Я не понимаю, почему Стояногло должен стать исключением. Ситуация необычная, если пройдет год, а прокуратура не начнет работать, взоры будут обращены на власть, и общество скажет, что ничего не было сделано”, - сказал политический обозреватель Влад Цуркану.
„Не следует путать эти два события. Оценка должна была проводиться в соответствии с договором, который у нас заключен с обществом. Нам за это доверили свой голос. Происходящее со следствием - параллельное событие. В любом случае оценка должна состояться. Следствие, арест связаны с деятельностью прокуратуры. Никто не стоит выше закона”, - считает депутат ПДС Вирджилиу Пысларюк.
В пятницу президент Майя Санду направила запрос в Высший совет прокуроров (ВСП) о начале процедуры оценки деятельности временно отстраненного генерального прокурора Александра Стояногло. Согласно закону, если деятельность Стояногло получит оценку „неудовлетворительно” от оценочной комиссии, то временно отстраненный генеральный прокурор будет снят с должности главой государства по предложению ВСП.