Многие положения проекта Закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, под общим названием „Закон Big Brother”, требуют пересмотра, усовершенствования и уточнения. Если эта инициатива будет принята в предложенном Министерством внутренних дел варианте, то она приведет к нарушению ряда фундаментальных прав человека. Центр анализа и предупреждения коррупции провел экспертизу данного проекта закона с точки зрения прав человека, и результаты были представлены в ходе пресс-конференции в IPN.
В проекте предлагаются изменения и дополнения в ряде законов, и инициатива выдвинута для реализации обязательств, взятых при ратификации международных конвенций в этой области, в том числе путем исключения ряда законодательных преград в процессе обеспечения уполномоченными органами информационной безопасности. Мариана Калугина, которая проанализировала законодательную инициативу, отметила, что пояснительная записка не содержит достаточное обоснование. Она не содержит фундаментального анализа условий, обусловивших разработку проекта, таких как статистические данные о специфических преступных явлениях, национальное законодательство, эффективность/неэффективность расследований.
Марианна Калугина отметила также, что авторы инициативы не представили подробный анализа конечных целей, преследуемых посредством внедрения новых правил, тщательный анализ социальных, экономических и других результатов от реализации проекта, оценку уровня соответствия проекта международным стандартам. По ее мнению, авторы не предлагают никакого финансово-экономического обоснования, хотя реализация новых правил требует дополнительных расходов. Не представлено никакого анализа последствий регулирования, хотя многие положения проекта касаются аспектов предпринимательской деятельности.
Эксперт подчеркивает, что многие положения проекта необходимо пересмотреть. Учитывая содержание и качество, правила не соответствуют конституционным положениям, международным стандартам и судебной практике ЕСПЧ, и содержат повышенный потенциал нарушения прав и свобод. Речь идет о внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс, в которых предлагается, чтобы обыск и изъятие объектов, содержащих электронную информацию в помещениях учреждений, предприятий, организаций и воинских частей проводились в присутствии соответствующего представителя. Речь идет и о дополнении, согласно которому в определенных ситуациях обыск компьютерных информационных систем может быть проведен на основании мотивированного постановления прокурора, без санкции судьи по уголовному преследованию.
Согласно Марианне Калугиной, вызывают беспокойство и нормы, согласно которым увеличивается до 180 календарных дней срок распоряжения о быстром замораживании компьютерных данных, поскольку это предложение не соответствует международным стандартам. Кроме того, эксперт отмечает, что положения проекта позволяют появлению цензуры в интернете, поскольку дает возможность блокирования страниц, содержащих информацию о реализации преступлений. Эксперт подчеркивает, что не очень ясно, что это значит, и сведения о совершении правонарушений могут быть найдены в различных художественных произведениях и в новостях.
Экспертиза была проведена в рамках проекта „Гармонизация законодательства в области прав человека с международными стандартами”, при финансовой поддержке Защитников гражданских прав из Швеции.