В качестве реплики на заявления И.Додона о том, что я, Вероника Абрамчук, выступала против инициирования референдума по отставке Дорина Киртоакэ, вынуждена заявить следующее.
Да, будучи секретарем партии по идеологии, я действительно выступила против инициирования такого референдума и обосновывала это так:
- Согласно действующему законодательству, на этапе подготовки к такому референдуму в столице его инициаторы должны либо собрать порядка 65 тыс. подписей избирателей столицы в срок от 30 до 60 дней, что сделать очень трудно, либо добиться того, что инициативу о проведении референдума выдвинут не менее 2/3 советников (то есть, не менее 34 человек) Кишиневского муниципального Совета (КМС), что при нынешнем раскладе сил в нём практически невозможно.
- Если предположить, что каким-то чудом изложенную выше задачу удалось бы решить, то неотвратимый провал первоначального замысла наступил бы на втором этапе: при проведении голосования в рамках референдума по отставке генпримара столицы. Ведь для того, чтобы отозвать Д.Киртоакэ, необходимо, чтобы «за» отзыв проголосовало количество избирателей, превышающее, хотя бы на один голос, количество голосов, поданных в его поддержку 19 июня 2011 г., то есть, более 186тыс 918 голосов. Учитывая, что после подсчёта голосов, по решению судебных инстанций, списки избирателей не могли быть проанализированы заинтересованными лицами, подозрения о фальсификации результатов выборов генпримара столицы остаются по сей день. Именно поэтому обеспечить результат голосования на референдуме по отзыву Д.Киртоакэ, превышающий 186тыс 918 голосов, в нынешних условиях нереально.
- Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что на последних выборах генпримара, во втором туре голосования, электорат действительно разделился между И.Додоном и Д.Киртоакэ почти поровну. Но, избиратели, голосовавшие тогда за И.Додона, были в основном избирателями ПКРМ, большинство из которых, после выхода И.Додона из партии, считают его предателем.
- Также надо было учитывать и тот факт, что Киртоакэ–действующий генпримар, в руках которого админресурс и консолидированный электорат, который считает, что победил вместе с ним. А Додон, после ухода из ПКРМ, неизвестно на каком электорате в столице сидит. 2%? 4%?
- Провал референдума означал бы моральное торжество и победу самого Д.Киртоакэ, а также удар по авторитету Партии социалистов и деморализацию людей, которые искренне желают отставки нынешнего примара.
Эти доводы и ряд других, которые были связаны с намерениями и личными качествами И.Додона, были высказаны мною в рамках заседания исполкома партии 5 февраля 2013 г. В итоге, Исполком партии отказал И.Додону в поддержке по впутыванию Партии социалистов в опасную авантюру.
В то же время в кабинетах и кулуарах центрального офиса партии не скрывались истинные намерения по инициированию данного референдума, которые были далеки от искреннего желания и усилий отправить Д.Киртоакэ в отставку:
- Во чтобы-то ни стало надо было дать старт этой инициативе с целью привлечения денег под так называемый проект «Референдум». Деньги предполагалось выдоить из двух местных олигархов, которые, якобы, не желают укрепления Д.Киртоакэ на политической арене страны, и из внешнего источника, который на тот момент, якобы, уже готов был их дать.
- Сбор подписей, который не имел ничего общего с требованиями Закона, должен был выполнить две задачи. 1. Освежить в памяти кишинёвцев самого И.Додона и поднять его провалившийся рейтинг после череды скандалов, в том числе связанных с обвинениями в политической коррупции. 2. Заполучить для партии список и координаты горожан для дальнейшей работы с ними по вербовке в члены партии, а также для их персональной агитации во время выборов.
- То есть, целью данного проекта со старта была не его успешная реализация и назначение референдума, так как в таком случае добытые на него деньги пришлось бы потратить, а провал, который обеспечил бы сохранение денег и PR-компанию ради самого любимого И.Додона.
Вот почему, усугубляя внутрипартийную обстановку и провоцируя раскол, Игорь Додон и близкое к его телу окружение дали старт этой авантюре под прикрытием управляемой ими же «Солуции», косвенно впутывая и Партию социалистов для участия в заранее провальном мероприятии.
В итоге так называемого додоновского проекта «Референдум» Дорин Киртоакэ остался победителем с моральным удовлетворением. Причём, не только он, но и те, кто его поддерживает.
А Партия социалистов вместе с инициативной группой по сбору подписей провалилась: за 2 месяца и неделю, даже без указания паспортных данных, вместо положенных 65 тыс., собрали лишь 47 тыс. подписей (газета «Социалисты» от 18.09.2013 №32). В последовавшее через 3 недели грубое враньё о том, что количество собранных подписей перевалило за 90 тыс., никто из кишинёвцев не поверил. Партия социалистов за свое почти 20-летнее существование до прихода И.Додона никогда не участвовала в провальных авантюрах и никогда цинично не использовала искренние намерения своих потенциальных сторонников. Мы обходились без помпезных офисов и без сомнительных денег, но зато были партией честных и порядочных людей. В этом контексте остается только извиниться перед людьми, которых, в том числе и под прикрытием Партии социалистов, использовали ради личных амбиций и в узкогрупповых интересах.
С уважением, Вероника Абрамчук, депутат Парламента РМ, секретарь Комиссии по правам человека и межэтническим отношениям