Сегодняшние возможности значительно отличаются от тех, что были даже несколько лет назад. Гражданское общество, давление социума оказывают воздействие на акт правления, пусть пока и спорадически. Эту точку зрения высказал премьер-министр Юрие Лянкэ, который усматривает в этом признаки того, что прорыв произошел и что страна в состоянии наладить цивилизованное взаимодействие между властью и гражданами.
В интервью для IPN премьер-министр Юрие Лянкэ призвал вспомнить первые годы независимости, когда политический класс состоял в основном из людей искренних, с добрыми, даже благородными, намерениями, но лишенных необходимого опыта управления независимым государством, субъектом международного права.
„Только к концу 90-х годов европейская интеграция была сформулирована как приоритетное внешнеполитическое направление нашей страны, и с радостью могу констатировать, что, хотя я был одним из первых дипломатов, которые во весь голос заговорили о европейской ориентации, сейчас налицо консенсус на уровне как политического класса, так и населения, насчет того, что это именно тот путь, по которому нам надо следовать”, отметил премьер.
Последовал мрачный 8-летний период нахождения у власти Партии коммунистов, период, которому характерны были резкие крены – от присоединения к Союзу Россия-Беларусь до провозглашения европейской интеграции стратегическим приоритетом, но без малейшего намека на претворение этого заявленного курса в жизнь, уточнил премьер. „Напротив, власть подмяла под себя различные институты, монополизировала и контролировала целые области национальной экономики, использовала такие структуры, как прокуратура, центр по борьбе с коррупцией, министерство внутренних дел в качестве политической дубинки, механизма для устрашения оппозиции, нелояльных партий или неудобных журналистов”, добавил Юрие Лянкэ.
2009 год принес в молдавскую политическую жизнь явные перемены, утверждает премьер-министр. Глубокий отпечаток оставили трагические события, которые развернулись после выборов и вошли в историю как „7 апреля”. Вот почему, сказал он, партии, находящиеся сейчас у власти, имеют моральный долг перед молодежью, которая пережила побои и пытки в комиссариатах полиции – реформировать силовые ведомства, правоохранительные органы для того, чтобы люди чувствовали себя в безопасности, а не подвергались угрозам у себя дома.