Правовые институты часто выбирают очень удобный подход: не досаждать политическому фактору. В систему должны прийти смелые люди, прежние или новые, неважно. Это определяющий фактор как в политике, так и в правовых институтах. Таковы заявления Кристины Цэрнэ, эксперта по борьбе с коррупцией, экс-заместителя директора Национального антикоррупционного центра (НАЦ), сделанные в интервью для Информационного агентства IPN.
Важным элементом борьбы с коррупцией в Республике Молдова, по её мнению, является изменение толкования статьи Конституции о презумпции законности имущества. „Даже если бы у нас это и было – мы уже располагаем многими другими инструментами, которые органы правосудия слишком мало применяют – не знаю, поможет ли это, если у нас не хватает отваги в учреждениях. Думаю, что без этого инструмента, но проявив мужество, можно было бы осуществить гораздо больше. И располагая этим инструментом, но не проявляя смелости, ничего не произойдет. В конечном счёте, очень важен человеческий фактор, важно, кто руководит нами в масштабе страны и на уровне правовых институтов”, - сказала Кристина Цэрнэ.
В Молдове следует перенять практику государств, которые успешно борются с коррупцией и в которых отсутствует презумпция законности имущества в отношении должностных лиц, - подсказывает идею эксперт. „Это хорошая практика (презумпция законности имущества, примеч. ред.) по отношению к рядовому гражданину, чтобы защищать собственность человека, который трудился, имущество рядового человека, но не государственного служащего. Я считаю, что эта презумпция не должна работать абсолютно для всех, она призвана защищать рядового гражданина, но не госслужащего”, - подчеркнула эксперт.
Относительно вовлечения политики в деятельность правовых институтов Кристина Цэрнэ говорит, что невозможно рассматривать отдельные процессы до тех пор, пока директор НАЦ или генеральный прокурор назначены с привлечением политического фактора. „В политическом масштабе и на уровне лиц, которые принимают себя за руководство этими учреждениями, располагая хорошими учреждениями, оснащенными инструментами, законами, бюджетом, ничего не изменится или произойдет слишком мало, чтобы оправдать ожидания людей”, - считает экс-заместитель директора Национального антикоррупционного центра.
Кристина Цэрнэ также отметила, что граждане хотят видеть, что крупные коррупционеры действительно наказаны лишением свободы, очень высокими штрафами и конфискациями. Вызывает недоверие тот факт, когда политический деятель или бизнесмен, осужденный за десятки, сотни миллионов и даже миллиарды нанесённых убытков, получает наказание, сопоставимое с наказанием, вынесенном „матери, которая была вынуждена ради содержания своих детей украсть пять тысяч леев”. „Tо, что в 2013 году я попыталась показать это, что при наличии очень большой проблемы, которой является коррупция в Республике Молдова, у нас наблюдается слишком бережное отношение судей к коррупционерам, как будто они не понимают, что коррупция - это проблема”, - сказала с сожалением эксперт.
Говоря о коррумпированном чиновнике в должности, Кристина Цэрнэ отметила, что в первую очередь следует учитывать его источник дохода. „Вы должны обязательно лишить его этой должности, что же касается тюремного заключения – это решаешь исходя из обстоятельств. Важно наказать его финансово, не допустить его к должности. Ведь это то, что ему дороже всего. Есть коррумпированные люди, которые согласны сидеть в тюрьме, но сохранить своё состояние, и у нас в стране это и есть слабое место – конфискации”, - подчеркнула эксперт.
По её словам, каждый четвертый коррумпированный чиновник не возвращается на работу. Трое из четырех возвращаются с судимостью за коррупцию. „Это серьезно, потому что демотивирует человека, который хочет донести об акте коррупции. И тогда зачем ему волноваться за систему, если тот, против кого он пишет жалобу и на кого ему нужно набраться смелости, чтобы донести, снова занимает свой пост, на котором он брал взятки или совершал злоупотребления?”, - отметила Кристина Цэрнэ.
Интервью подготовлено в рамках проекта Информационного агентства IPN „Образ несправедливости мультимедийными средствами”. С его видеоверсией можно ознакомиться здесь.