„Правовое государство существует там, где само государство соблюдает закон. Можем ли мы говорить о правовом государстве там, где прокуроры выступают единым фронтом с судьями против гражданина?”, - задаётся риторическим вопросом председатель общественной ассоциации „Центр инициатив и мониторинга органов публичной власти” Ион Дрон. Он рассказал о деле гражданина, чья уголовная жалоба рассматривается уже десять лет, а результата всё ещё нет.
На пресс-конференции в IPN Ион Дрон отметил, что с процессуальной точки зрения гражданин имеет право на судебный контроль за действиями прокурора. „Вопрос состоит в том, почему судьи избегают этого контроля и вступают в сговор с прокурорами?”.
Ион Дрон рассказал о деле гражданина, который лишился права собственности на квартиру, в которую он вложил 28 тысяч евро, в результате судебного решения, вынесенного на основании некоего протокола. Оставшись и без квартиры, и без денег, в августе 2009 года гражданин подал жалобу в прокуратуру.
Ион Дрон утверждает, что вначале прокуроры и судьи по уголовному преследованию противостояли друг другу, а позднее вступили в сговор. В ноябре 2017 года Прокуратура сектора Буюкань издала постановление, отклонив апелляции Попушоя, опротестовавшего новый отказ в возбуждении уголовного дела. В июле 2018 года судья по уголовному преследованию Андрей Никулча отклонил апелляцию, мотивировав своё решение тем, что она была подана слишком поздно. В феврале Апелляционный суд отменил данное толкование, и дело было направлено на новое рассмотрение. В мае 2019 года Людмила Барбос, также судья по уголовному преследованию, вынесла точно такое же решение, как и Никулча, хотя Апелляционный суд назвал толкование последнего неверным и постановил, что заявление было подано в срок и должно быть рассмотрено по существу. В октябре 2019 года Апелляционный суд отменил и это решение. И эта жалоба вновь находится на рассмотрении в Суде сектора Чокана, в ведении другого судьи по уголовному преследованию, поведал Ион Дрон.
По словам Иона Дрона, судьи по уголовному преследованию Андрей Никулча и Людмила Барбос являются бывшими сотрудниками прокуратуры – „из прокурорских кресел они были десантированы на должности судей”. „Таким образом, это дело говорит о том, что в Республике Молдова судебный контроль за процессуальными действиями, осуществляемыми прокурорами, носит формальный характер. Кое-где сформировался картель в составе судей по уголовному преследованию (которые являются экс-прокурорами) и прокуроров”, - считает председатель Центра.
По его мнению, никто не отвечает за качество издаваемых процессуальных актов, потому что ни в органах прокуратуры, ни в судебных органах нет инспектора, ответственного за качество принимаемых актов. А при наличии такого надзорного органа судьи не вступали бы в сговор с прокурорами. Ион Дрон отметил, что это дело, длящееся уже более десяти лет, говорит о том, как легко гражданина, бизнесмена можно лишить имущества, бизнеса, вложенных средств, потому что отсутствуют органы, которые обеспечивали бы защиту вложений.
По словам председателя Центра, бывает так, что прокуроры и судьи по десять лет не могут разобраться с уголовной жалобой, потому что никто из них этого не хочет. „Потому что в Республике Молдова судебная система, судебная власть работает по принципу „судьи нужны нам для того, чтобы рассматривать дела”. Это парадигма если и не ошибочна, то верна лишь отчасти, потому что судьи обязаны не только отправлять правосудие, но и обеспечивать торжество справедливости. Если мы не перейдём к новой парадигме, гласящей: „нам нужны люди, чтобы вершить судьбы”, то у нас нет никаких шансов. И те, кто одевает судейскую мантию, должны понимать, что это не просто должность, не просто ремесло, но судьба, которую ты должен исполнить”, - добавил Ион Дрон.
Пресс-конференция на тему: „10 лет молдавские прокуроры и судьи рассматривают жалобу о возбуждении уголовного дела” входит в цикл пресс-конференций, предусмотренный проектом „Изобличение судебного произвола мультимедийными средствами”. Агентство IPN не берёт на себя право решать, находится ли справедливость на стороне организаторов пресс-конференций в рамках тех дел, о которых они расскажут, это исключительная прерогатива правосудия, но чрезмерно долгий срок рассмотрения этих дел, гораздо более долгий, чем это предусмотрено законодательством, можно считать актом очевидной несправедливости и судебного произвола. Информационное агентство IPN не несёт ответственности за публичные заявления, сделанные организаторами пресс-конференций в публичном пространстве.