![]() |
|
Анатол Цэрану | |
Международный контекст и политический кризис в Румынии
В последнее время Румыния стала часто обсуждаемой в международной прессе темой, а комментарии отнюдь не совсем благоприятны. Основной причиной этого повышенного внимания является так называемый ”скандальный TikTok”, который предположительно использовался российскими спецслужбами для воздействий на недавние президентские выборы в Румынии и для поддержки предпочтительного кандидата. Компетентные учреждения Румынии представили доказательства в поддержку этих обвинений.
Конституционный суд Румынии объявил недействительными выборы, перенеся их проведение на май. Это чрезвычайное решение вызвало шок в обществе и глубокую озабоченность у европейских партнёров и партнёров по НАТО. Европейская комиссия инициировала расследование в соответствии с Законом о цифровых услугах для оценки возможных нарушений избирательного законодательства.
Интерес западных партнёров к стабильности Румынии имеет сильную стратегическую мотивацию. Внешнее вмешательство в выборы государства-члена ЕС и НАТО является серьёзной проблемой безопасности, тем более что Румыния играет ключевую роль в Черноморском регионе. Планы по размещению более 10 000 военнослужащих в Констанце, наличие противоракетного щита Девеселу и вероятное откомандирование дополнительных войск НАТО придают ситуации в Румынии особенную значимость в нынешнем геополитическом контексте.
Внутренние причины кризиса
Кризис в Румынии всё же имеет не только геополитические причины, но отражает и глубокие внутренние проблемы. Накопившаяся в обществе неудовлетворенность, вызванная изъянами правления, способствовала распространению дезинформации и пропаганды. Эта тенденция не является единичной для Румынии, а встречается и в других европейских странах, где разочарование традиционными партиями создало благодатную почву для восхождения популистских и крайне правых формирований, многие из которых питают пророссийские симпатии.
В Румынии коррупционные скандалы и политические ошибки отрицательно повлияли на общественное восприятие экономического и демократического прогресса, достигнутого за последние десятилетия. Высокая инфляция, бедность, региональные разногласия, отток квалифицированной рабочей силы, проблемы в медицинской системе и коррупция усилили чувство разочарования среди населения. Несмотря даже на то, что некоторые экономические показатели растут и всё большее количество румын предпочитают возвращаться в страну, имидж традиционных властей остаётся неблагоприятным, как и в других европейских государствах.
По словам одного из бывших послов США в Румынии, который внимательно следил за развитием румынской политики, нынешняя политическая система кажется ,,дезорганизованной, посредственной и, по сути, подобной племенному строю”. Эта характеристика отражает реальность, которая ставит под сомнение способность нынешнего политического класса справляться с текущими проблемами и предлагать решения на будущее.
Восхождение экстремизма и популизма
В сложившейся ситуации признанные партии должны предоставить румынам простые решения хронических проблем, с которыми они сталкиваются. Требуется серьезное обновление на уровне политических лидеров, обладающих политической сноровкой, а также пользующихся реальным доверием румын, чтобы управлять страной в эти сложные времена, полные небывалых в прошлом вызовов. Но если эти изменения не произойдут быстро, натиск экстремистских партий продолжится, рискуя критической дестабилизацией Румынии, что вызовет неопределенность для будущего страны.
Наиболее важным для стабильности Румынии является точное выявление причин, которые привели к массовой поддержке внушительным количеством румын ультраправых партий и пророссийских популистов. В Румынии крайне правые используют национальную гордость и достоинство посредством ряда популистских стратегий, направленных на то, чтобы вызвать чувства национального единства вокруг тем о воображаемой угрозе, вызванной внешними влияниями (ЕС, глобализация и т. д.). Переосмысливается история в направлении агрессивного национализма, вплоть до реабилитации легионаризма. Настаивают на идее угрозы румынским ценностям из-за модернизации и секуляризации, то есть процесса снижения роли религии в сознании людей и жизни общества, а Православная церковь часто используется как инструмент националистической мобилизации.
Крайне правые с большой политической и электоральной результативностью извлекают выгоду из реальных экономических и социальных проблем румынского общества. Чувство разочарования, вызванное бедностью, эмиграцией и коррупцией, подпитывается и усугубляется экстремистскими речами. Звучат обещания „восстановить национальное достоинство” радикальными мерами протекционистского или антиевропейского типа.
Особое, если не центральное, место в экстремистском дискурсе занимает чрезмерное обращение к таким символам, как Триколор, национальные герои, древняя Дакия, вопрос Бессарабии, таким образом, что искажает историческую реальность. Проявления типа маршей, поминовений и парадов используются для создания чувства принадлежности и исключения „других, остальных”.
Все эти стратегии особенно эффективны во время кризиса, когда население более уязвимо для упрощенных и эмоциональных сообщений. Национальная гордость - это законное чувство, но оно употреблено не по назначению крайне правыми экстремистскими посланиями, которые оправдывают антиберальную политику и исключение определенных групп из общества.
Проблема Бессарабии и демонтаж экстремистского дискурса
Демонтаж экстремистского послания в румынском обществе может быть успешно осуществлён путём привлечения внимания широкой общественности к проблеме Бессарабии сквозь призму исторической правды и политического прагматизма. В этом вопросе крайне правые продвигают радикальный национализм с изоляционистским и ксенофобским взглядом, часто распространяя антиевропейские или пророссийские дискурсы, что входит в противоречие с контекстом истории Бессарабии.
Бессарабская провинция была дважды вырвана из Румынии Советским Союзом, а Россия в настоящее время продолжает оказывать влияние на регион посредством замороженного приднестровского конфликта и антизападной пропаганды. Хотя крайне правые утверждают, что защищают национальные интересы, их антиевропейские, антизападные послания и выступления против НАТО, соответствуют пропаганде Кремля. Это вопиющее противоречие, которое может быть использовано для подрыва доверия к экстремистскому посланию.
Проблема Бессарабии тесно связана с тоталитарными диктатурами и режимами (СССР, путинская Россия). Защита демократических и европейских ценностей в этом вопросе входит в резкое противоречие с авторитарными тенденциями румынских ультраправых, которые заигрывают с моделями антилиберальной демократии. Так что проблема Бессарабии может быть использована для разоблачения противоречий и опасностей крайне правых, вместо этого продвигая современный, проевропейский и демократический патриотизм.
Молдо-румынский договор о братстве: решение вопроса национального достоинства
Сильным аргументом в пользу продвижения чувства румынского национального достоинства может стать политическая инициатива по заключению молдо-румынского договора о братстве, который, безусловно, станет знаменательным моментом в отношениях между Республикой Молдова и Румынией, имеющим глубокое значение как в политическом плане, так и в вопросе идентичности. Этот договор через взятые обязательства обеих сторон может стать сильным аргументом в пользу национального достоинства, подчеркивая исторические, культурные и языковые связи между двумя румынскими государствами.
Такой договор в нынешних условиях может представлять собой акт подтверждения национальной идентичности Республики Молдова, укрепив связи с Румынией и поддержав свои европейские устремления. Посредством этого документа можно будет продемонстрировать, что национальное достоинство означает не только суверенитет, но и признание общих исторических и культурных ценностей. В этом контексте договор о братстве может стать выражением солидарности и национального единства, проектом национального румынского воссоединения, максимально возможного на этом историческом этапе.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.