Если тяжелая форма ограниченных возможностей наступила вследствие общего заболевания, человек будет получать пенсию на основании страхового стажа. До сих пор, в соответствии с законом, пенсии назначались при условии наличия минимального стажа, даже если тяжелая форма ограниченных возможностей не давала возможность лицу работать. Конституционный суд вынес решение относительно исключительного случая неконституционности некоторых положений Закона о государственной пенсионной системе, передает IPN.
В основе дела лежит обращение об исключительном случае неконституционности адвоката Александра Чебэнаш в рамках дела, находящегося на рассмотрении в Суде Кишинева сектора Центр. По мнению автора исключительного случая неконституционности, положения таблицы №. 1 ч. (1) ст. 20 Закона о государственной пенсионной системе являются неконституционными, потому что нарушают право на достойную жизнь и право на социальную защиту.
Конституционный суд считает, что в отношении пенсии в случае тяжелой формы ограниченных возможностей, вызванных общим заболеванием, аргументы, лежащие в основе регулирования стандартного возраста для пенсий или наличии минимального страхового стажа не действительны. Полная потеря трудоспособности из-за общего заболевания является случайным событием, которое не может контролироваться лицом, поэтому установление возраста и минимального стажа, на основании которых может быть назначена пенсия по ограничению возможностей, не является оправданным.
По мнению суда, условия, которых законодатель должен выдвигать в этом случае должны касаться строго страхового стажа, таким образом, чтобы, независимо от возраста страхователя, он мог получить пенсию по ограничению возможностей в соответствии с имеющимся вкладом. Как правило, система социального страхования является обязательной для всех работающих лиц, которые обязаны вносить вклад в систему социального страхования. Более того, они не могут требовать возврата уплаченных сумм, когда, по разным причинам, не получают социальные выплаты.
В данном случае застрахованное лицо попадает в ситуацию, в которой полностью теряет трудоспособность, поэтому не может быть оформлен на работу и не получает выплаты из сделанных взносов. Суд отметил, что обжалованное законодательное решение не может быть оправдано тем, что лица с ограниченными возможностями в любом случае получают социальные пособия. Пенсия по ограничению возможностей имеет правовой характер пособия социального страхования, а отмеченная помощь имеет социальный характер и другое конституционное оправдание. Таким образом, основы для их предоставления являются разными.