В ходе нынешней избирательной кампании по меньшей мере 7 из 8 кандидатов на пост президента представили предвыборные программы, которые подошли бы, скорее, для полупрезидентской или президентской республики. Два кандидата, вышедших во второй тур выборов – кандидат ПДС Майя Санду и независимый кандидат Игорь Додон, поддержанный Партией социалистов – в этом плане очень мало отличаются друг от друга. В случае обоих кандидатов целый ряд предвыборных обещаний не соответствует статусу президента в парламентской республике. К такому выводу пришла Ассоциация за демократию участия ADEPT по итогам анализа, проведённого в рамках „Коалиции за свободные и честные выборы”.
„Большой вопрос в том, почему они дают такие обещания. Ответ можно найти в предвыборных платформах кандидатов и в их выступлениях. Например, Игорь Додон говорит, что в течение своего мандата, срок которого сейчас подходит к концу, он из политика превратился в политического или даже государственного деятеля, который теперь лучше понимает, что ему следует делать. Кандидат Майя Санду, в свою очередь, говорит нечто схожее: по её словам, в результате возможного получения президентского мандата она желает стать национальным лидером, имеющим очень насыщенную программу, затрагивающую практически все аспекты общественно-политической, экономической жизни в Республике Молдова, и, соответственно, данная программа должна быть каким-то образом поддержана парламентом, правительством и так далее, чтобы эта программа стала национальной, а государственные институты превратились в своего рода „пылесосы”, поглощающие идеи президента с целью их внедрения”, - отметил исполнительный директор ADEPT Игорь Боцан на пресс-конференции в IPN.
Анализируя уровень выполнения предвыборных обещаний, данных в ходе кампании 2016 года, Игорь Боцан уточнил, что действующий президент не выполнил 21 обещание. Четыре обещания он выполнил. Частично им были выполнены восемь обещаний, а ещё одно находится в процессе выполнения. „Из 34 предвыборных обещаний президента Игоря Додона, данных на президентских выборах 2016 года, более половины не были реализованы, в том числе потому, что эти обещания не входили в компетенцию президента или выходили за рамки конституционных и правовых полномочий президента страны с парламентским режимом правления”, - заключает ADEPT.
Четырьмя выполненными обещаниями являются: 1. Отклонение нового Кодекса телевидения и радио, положения которого предусматривали запрет вещания российских телепередач, и его корректировка в целях обеспечения конституционных принципов свободы слова и информации (президент отказался промульгировать Кодекс, - ADEPT); 2. Сохранение безвизового режима для граждан Молдовы в ЕС и в странах СНГ (для выполнения этого обещания не нужно было что-либо предпринимать, - ADEPT); 3. Повышение пенсий два раза в год (был принят закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты, предусматривающих индексацию пенсий дважды в год, - ADEPT); 4. Недопущение оскорблений религиозных чувств верующих и давления со стороны властей на Церковь (президенту не было необходимости вмешиваться для защиты Церкви и религиозных чувств, потому что ни одно из государственных учреждений не ставило перед собой такой цели, - ADEPT).
Согласно проведённому анализу, в ходе текущей избирательной кампании из 156 обещаний кандидата ПДС Майи Санду только 81 соответствует полномочиям президента, 24 – частично им соответствуют, а 51 обещание – не соответствует. В случае независимого кандидата Игоря Додона, поддерживаемого Партией социалистов, из 109 обещаний 22 соответствуют полномочиям президента, 10 – частично им соответствуют, а 77 – им не соответствуют.