|
|
Анатол Цэрану | |
23 августа 1939 года министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов и его коллега из нацистской Германии Иоахим фон Риббентроп в присутствии советского лидера Иосифа Сталина подписали в Кремле „советско-германский Договор о ненападении”, сопровождаемый секретным дополнительным протоколом. После десятилетий отрицания существования секретного протокола к советско-нацистскому пакту, вошедшему в историю как „пакт Молотова-Риббентропа”, российское правительство решило его опубликовать, и, чтобы Федеральный архив предоставил его для ознакомления широкой общественности в связи с 80-летием со дня его подписания. Так стала сужаться советская историческая фальшь, много лет раскручиваемая московской пропагандой, упорно отрицавшей существование секретного протокола к пакту Молотова-Риббентропа, хотя его текст был опубликован на Западе вскоре после окончания мировой войны.
Правда побивает мифы
У советской пропаганды были все основания скрывать существование секретного дополнительного протокола к советско-нацистскому пакту по серьезным идеологическим соображениям. В СССР миф о „Великой Отечественной войне” (Второй мировой войне) лег в основу формирования личности советского гражданина. С 1965 года в советском государстве настойчиво культивируется образ советского народа, победившего в борьбе с захватническим фашизмом, образ советского народа - спасителя человечества от нацистской чумы. И сегодня понятие „Великая Отечественная война” используется Россией как альтернатива Второй мировой войне в попытке сохранить свое влияние на бывшие советские республики, во многих из которых этот пропагандистский миф живет в умах многих людей, зараженных советской ностальгией.
Содержание обнародованного секретного протокола опровергает и другой советский исторический миф об СССР, который якобы был невинной жертвой германской агрессии, будучи во все без исключения времена врагом нацистов и вступив во Вторую мировую войну, начиная с 22 июня 1941 года. В действительности же СССР начал войну 17 сентября 1939 г., когда Красная Армия совместно с немецким вермахтом вторглась и с боем оккупировала восточную часть Польши, в полном соответствии с положениями заключенного договора с возглавляемой Гитлером нацистской Германией, и секретного дополнительного протокола к этому договору. СССР начал войну в союзе с гитлеровской Германией, существенно способствуя вооруженной победе Германии над Польшей.
И сегодня действуют в духе советско-фашистского пакта
В советский период, как и в современной России, заключение пакта между нацистской Германией и СССР объяснялось необходимостью, возникшей в результате безуспешных переговоров с Великобританией и Францией о создании антифашистского союза. Правда, что Сталин вел переговоры с Англией и Францией о необходимости коллективной обороны против Германии, но он обусловливал формирование коалиции с западными демократиями правом СССР оккупировать область Галицию и Виленскую область Польши, сегодня это области на западе Украины и Белоруссии. Естественно, британцы и французы, которые были союзниками Польши, не согласились с территориальными претензиями кремлевского диктатора за счет Польши. В тот момент, когда Сталин понял, что Гитлер даст ему то, чего Запад не был расположен предоставить: часть Польши, Бессарабию и страны Балтии, он добровольно отказался от попыток создать антифашистскую коалицию и вступил в союз с фашистским режимом Германии. Как логичный результат, имея развязанные договором со Сталиным руки, чуть больше чем через неделю после подписания советско-фашистского пакта Гитлер вторгся в Польшу, а уже через полмесяца Сталин тоже начал советское вторжение в это государство. Очевидно, что советско-нацистский пакт послужил спусковым крючком для Второй мировой войны, при этом Советский Союз несет такую же ответственность, как и Германия, за разжигание этой мировой войны.
Сегодня российский лидер Владимир Путин в полном соответствии с советской пропагандистской мифологией беззастенчиво заявляет, что Сталин был вынужден заключить договор с дьяволом, то есть с Гитлером, после того как Англия и Франция отказались от создания антифашистской коалиции. По этой версии, СССР подписал пакт, чтобы гарантировать свою безопасность, поэтому его решение было направлено только на то, чтобы выиграть время для лучшей подготовки к войне. Эту позицию поддерживает и официальная российская историография, которая обвиняет в ревизионизме любого, кто подвергает сомнению намерения Сталина, несмотря на то что после вторжения Германии в Польшу 1 сентября 1939 года Красная Армия сделала то же самое двумя неделями позже. По совпадению советская традиция фальсификации истории подхватывается и используется кремлевской пропагандой для оправдания современной российской военной экспансии. Так Кремль убеждает население России в том, что, вторгаясь на территорию Украины, других постсоветских государств, а также присоединяя территории суверенных государств, он не совершает агрессии против соседней страны, а лишь продолжает борьбу с фашистами, которые якобы подвергают опасности как Россию, так и весь мир. Чтобы облегчить эту задачу, они увековечивают ложные исторические факты советской эпохи.
Аргументы монументальной лжи
Согласно секретному дополнительному протоколу пакта Молотова-Риббентропа, подписанного 23 августа 1939 года, оговаривалось, что нацистская Германия и СССР договорились о разделе Финляндии, Эстонии, Литвы, Латвии, Румынии и Польши на сферы влияния. Для румын мучения из-за советско-нацистского пакта начались с советских ультиматумов от 26 и 27 июня 1940 г. Уже в первой ультимативной ноте, направленной Румынии 26 июня 1940 г., Советы используют аргументы монументальной лжи, чтобы оправдать захват Бессарабии, неотъемлемой территории суверенного государства Румынии, намекая на то, что Бессарабия „населена в основном украинцами”. Та же ложь о преимущественно украинском населении была использована Советами и в отношении аннексии Буковины, которая, в отличие от территории Бессарабии, никогда в прошлом не входила в состав Российской империи.
Последствия захвата Советским Союзом Бессарабии и Северной Буковины на основании пакта Молотова-Риббентропа продолжают проявляться по сей день. Само существование государства Республика Молдова представлено во многих политических выступлениях как прямой результат советско-нацистского пакта, который является чистым выражением тоталитаризма, применяемого во внешней политике. Даже если с течением времени логика возникновения и утверждения новых независимых государств на постсоветском пространстве была узаконена рядом договоров, последовавших после окончания Второй мировой войны, начиная с Парижского мира 1947 года и продолжая знаменитой конференцией в Хельсинки 1975 года, в случае Республики Молдова и Румынии общественное мнение о том, что последствия пакта между двумя тоталитарными режимами прошлого - коммунистическим и нацистским - не преодолены, сохраняется.
Общеевропейский День памяти жертв всех тоталитарных и авторитарных режимов в качестве первого шага
Однако это восприятие подрывается толкованиями рассматриваемого пакта нынешним московским политическим руководством, которое представляет коммунисто-нацистское соглашение 1939 года не как политическое выражение тоталитаризма, а как проявление политической действительности. Конечно, в большинстве европейских стран последствия этого пакта ощущаются скорее на символическом уровне и на уровне исторической памяти. Но никак не и на постсоветском пространстве, в том числе и в Республике Молдова, где ощущается массивное влияние российской пропаганды в сочетании с мощными отзвуками советской ностальгии. В этой информационно-духовной атмосфере становится объяснимым феномен поддержки многими людьми путинского режима, который мыслит свою внешнюю политику в терминах, достаточно близких к тем, в которых это делал Сталин в момент заключения пакта Молотова-Риббентропа. Сегодня Россия навязывает запретные зоны в Европе, развязывает войны против соседей, совершает территориальные захваты, поощряет сепаратизм, не смущаясь угрожает применением ядерного оружия. Следовательно, сегодня мы являемся свидетелями такого типа политики, которая очень похожа на ту, которую проводил в жизнь Сталин путем заключения пакта Молотова-Риббентропа.
Для молдавского общества реальное осуждение в коллективном сознании пакта Молотова-Риббентропа и его последствий равноценно утверждению истины о принадлежности Республики Молдова румынскому цивилизационному пространству, от которого мы были насильно оторваны пактом раздела сфер геополитического влияния Сталина и Гитлера. Значительный шаг в этом направлении был сделан тогда, когда 23 августа было объявлено днем траура в Республике Молдова, так как эта дата стала общеевропейским Днем памяти жертв всех тоталитарных и авторитарных режимов, таких как нацизм, сталинизм и т.д. Важно чтобы формальный акт объявления дня траура был подкреплен обширной программой информационно-просветительских мероприятий, единственно способных утвердить на уровне коллективного сознания преступный характер заключенного пакта между Сталиным и Гитлером, тяжкие последствия которого для румынского национального единства еще предстоит устранить.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.