На улице лето. Жарко. Политики и журналисты находятся в отпуске. И вот в таких условиях „исполнительный координатор” власти Влад Плахотнюк дарит нам большое интервью, из которого вытекает ряд вопросов, представляющих особый интерес. Интервью искренне нас радует, потому что появилось в канун 27-летия Независимости Республики Молдова. Целью интервью является культивирование оптимизма в лучшее будущее в нашей стране. Естественно, под эгидой Демократической партии Молдовы (ДПМ) и координацией господина Влада Плахотнюка. А так же показать нравы оппозиции, которая видит только плохие вещи и не умеет радоваться успехам правительства.
Именно это можно сказать при первом прочтении интервью. Если немножко поразмыслить и найти подтверждающие данные к изложенному господином Плахотнюком, то радость исчезает и даже превращается в уныние. И это относится только к одному моменту из интервью, но который можно проверить очень точно. Речь идет о драматической депопуляции Республики Молдова. Вот что нам говорит г-н Влад Плахотнюк об этом явлении: „Люди уезжают из Республики Молдова с момента объявления своей независимости, это явление не началось сегодня. Были периоды, когда уровень миграции был выше. Если взять официальную статистику, вы поймете, что самый большой поток миграции был до 2015 года. С 2016 года, когда Демократическая партия пришла к власти, этот поток сократился”.
Действительно, если из года в год нас остается все меньше, то нетрудно предположить, что поток мигрантов, в абсолютных цифрах, уменьшается. Хотеть и эмигрировать разные вещи. Поэтому оптимизм граждан и их реакция на успехи властей измеряется точно именно с помощью намерения эмигрировать. В частности, измеряемые в процентном отношении к общей численности граждан. О любимых местах эмиграции для молдаван мы можем судить по объему денежных переводов - Россия, страны ЕС, Израиль и США. Соединенные Штаты находятся на четвертой позиции в качестве источника денежных переводов, следовательно, и как присутствие молдавских эмигрантов там. Однако Служба США по вопросам гражданства и иммиграции дает нам точные данные о количестве заявителей Green Card Through Diversity Visa Program. И это действительно впечатляет!
Мы видим, что американские статистические данные опровергают сказанное Владом Плахотнюком: после захвата им всей власти в 2016 году, количество запросов эмигрировать только в США удвоилось! Но не стоит спешить с выводами. Чтобы быть корректными в оценке тенденций эмиграции из страны, мы должны сравнивать себя с кем-то, с какой-либо страной в регионе, где дела идут так же хорошо или плохо. Похоже, что Украина самая подходящая страна для такого сравнения. Она сталкивается с гораздо более серьезные трудностями, чем Республика Молдова, там война в Донбассе, резкое падение уровня жизни в период 2014-2018 годов, что делает ее гораздо более уязвимой в плане эмиграции. Только американская статистика убеждают нас, что дела обстоят совсем не так.
Сравнивая себя с Украиной, мы убеждаемся, что ситуация там еще хуже, чем мы могли бы себе представить. Именно теперь пришло время вернуться к вопросу из заголовка – откуда происходит оптимизм Влада Плахотнюка? Конечно, только не из статистики, на которую он ссылается! 2018 год еще не закончился, осталось 1/3 года, но уже более 400 тыс. молдаван, примерно 13% населения страны, хотели бы иммигрировать в США. И эта страна даже не самая востребованная, в сравнении с Россией и ЕС. И это несмотря на усилия г-на Влада Плахотнюка и ДПМ, которой он руководит, обновить политический класс посредством: изменения избирательной системы; талонов на питание работникам; Первый дом 1, 2 и 3; строительство Арены Кишинев, Хорошие дороги для опустевшей Молдовы и т.д. Итак, откуда происходит оптимизм? Единственным правдоподобным ответом было бы из воображения пропагандистов, которые пишут за него ответы на интервью.
Если правда, что ответы из интервью пишет кто-то другой, чем интервьюируемый, то выходит, что пропагандисты подрывают авторитет г-на Влада Плахотнюка, представляя его общественности в качестве банального лжеца. Ведь любой может убедиться, что заявления г-на Плахотнюка и статистические данные американских властей показывают нам совсем другую реальность. Для того чтобы не допустить таких ситуаций в будущем, г-н Влад Плахотнюк может преподать урок пропагандистам, которые выставили его в таком свете в самый канун Дня Независимости. Например, мог бы сформировать из них хор и обязать в День Независимости исполнить знаменитую песню Veniți Acasă Măi Copii (Возвращайтесь домой, дети), которую должен передавать по всем каналам своего медиа-холдинга. Это наверняка смогло бы исправить ситуацию с эмиграцией и имиджем „исполнительного координатора” власти. Это будет примером того, что не только с критикой, но и с предложениями конкретных решений можно способствовать укреплению независимости Республики Молдова.
Эксперты IPN