Особый путь Грузии в свете войны в Украине. Медитация для Кишинева. Op-Ed Анатола Цэрану

 

 

А ближайшее время покажет, какой из двух подходов к отношениям с Москвой в условиях войны в Украине - кишиневский или тбилисский - оказался наиболее продуктивным и дальновидным...

 

Анатол Цэрану
 

Сепаратистские войны в Республике Молдова и Грузии в 1992 году, в которых воинские части российской армии сражались на стороне сепаратистов против конституционных сил, способствовали возникновению новых форм межгосударственного сотрудничества, призванных противостоять империалистическим притязаниям Москвы. Так, 10 октября 1997 года в Страсбурге в ходе саммита Совета Европы была создана организация ГУАМ, которая представляла региональную инициативу четырех государств (изначально вместе с Узбекистаном их было пять), а ее название происходит от инициалов государств-учредителей: Грузия, Украина, Азербайджанская Республика и Республика Молдова. При основании ГУАМ участники приняли совместное Коммюнике, в котором отмечали принципы, лежащие в основе межгосударственного сотрудничества, предусматривавшие соблюдение суверенитета государств-членов, нерушимость границ, соблюдение демократии, верховенства закона и прав человека. Созданная при активном содействии американской дипломатии, организация ГУАМ всегда воспринималась Москвой враждебно.

От ГУАМ - к Ассоциированному трио, а затем к угрозам

Так что в последующие годы все члены ГУАМ - Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова - столкнулись на своей территории как минимум с одним инициированным Россией неурегулированным сепаратистским конфликтом. Грузия с Осетией и Абхазией и российско-грузинской войной в августе 2008 года, Украина с Крымом, Донбассом и Луганской областью, Азербайджан с Нагорным Карабахом, а Молдова - с Приднестровьем. Необходимость противостояния реваншистской экспансии России на постсоветском пространстве, а также отсутствие достаточного динамизма политического сотрудничества в рамках ГУАМ определили следующий шаг Грузии, Республики Молдова и Украины, которые в 2014 году подписали Соглашения об ассоциации с Европейским союзом для продвижения политической ассоциации и экономической интеграции в соответствии с основной целью Восточного партнерства. В продолжение этой политической линии 17 мая 2021 года министры иностранных дел трех ассоциированных стран подписали Меморандум о взаимопонимании по созданию консолидированного сотрудничества в измерении европейской интеграции - „Ассоциированное трио”.

Максимально обеспокоенный перспективой выхода этих государств из сферы геополитического влияния России, Кремль 24 февраля 2022 года начинает полномасштабную войну против Украины. С этого момента государства Ассоциированного трио вынуждены подгонять свою евроинтеграционную политику к условиям продолжающейся русско-украинской войны. О результатах этих корректировок в восприятии Москвы недавно говорил министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью телеканалу „Россия 24”. В этом интервью он заявил, что Запад положил глаз на Республику Молдова в роли „следующей Украины”, а президент Республики Молдова Майя Санду „стремится вступить в НАТО” и готова „практически на все”, в том числе на объединение с Румынией. Этими заявлениями Москва дала понять, насколько ее раздражает позиция Кишинева относительно войны в Украине.

Когда тебя хвалит враг …

В продолжение темы интервью российский министр счел нужным коснуться и позиции Грузии. И в случае официальных лиц из Тбилиси глава российской дипломатии обвинил намерение Запада превратить Грузию в очередной фактор раздражения для России. Но в то же время Лавров не без удовольствия решил подчеркнуть, что правительство Грузии руководствуется национальными интересами, несмотря на призывы Запада открыть „второй фронт” против России. При этом Лавров похвастался, что Москва и Тбилиси развили двустороннюю торговлю, туризм, сотрудничают в сфере энергетики, а грузинская сторона осознает, что все это в интересах грузинского государства и народа.

На фоне такого, полного блаженства своего отношения к грузинским официальным лицам Москва притворилась, что не видит реакции на российскую военную агрессию в Украине тысяч грузин, которые вышли на демонстрации в поддержку украинцев, а также и многочисленных сине-желтых флагов, развевающихся на улицах грузинских городов и постоянно звучащих слов в поддержку украинцев с неизменным „Слава Украине!”, ни множества грузинских добровольцев, участвующих в боевых действиях против российских агрессоров. Для россиян значение имело отношение официального Тбилиси, который в определенных случаях демонстративно дистанцировался от Киева. В первые же дни полномасштабного российского вторжения в Украину премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили отметил, что Грузия не присоединится к международным санкциям против Российской Федерации, а поддержит Украину только политически.

Преимущества от войны

А надежды Киева на военно-техническую поддержку Тбилиси были перечеркнуты опасениями грузинских официальных лиц, что Россия, как и в 2008 году, может снова вторгнуться в их страну. При этом грузинский истеблишмент неофициально ссылается на мнение, что Грузию, в отличие от Украины, в случае российского вторжения никто не поддержит и, следовательно, надо бы учесть интересы Кремля. В результате чего Тбилиси отказался перепродать Украине имеющиеся в его распоряжении зенитный ракетный комплекс (ЗРК) „Бук” и противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) „Javelin” („Джэ́влин”). Все эти сигналы, подаваемые грузинским правительством, соответствуют ожиданиям Кремля.

В то же время в разгар русско-украинской войны Грузия полностью использовала возможности торговли с Российской Федерацией, в том числе прибытие русских иммигрантов, что привело к росту грузинской экономики. В частности, по итогам 2022 года рост ВВП Грузии составил 10,1%, что является поразительным достижением на фоне более чем скромного экономического развития Республики Молдова. Всего, по данным Национальной службы статистики Грузии, внешнеторговый оборот страны в 2022 году превысил сумму в 2,4 миллиарда долларов, что на 52% больше, чем в 2021 году. Кроме того, 2022 год стал рекордным по количеству крупнотоннажных транспортных средств, прошедших по грузинским дорогам из Армении и Турции в Российскую Федерацию: по данным Государственного казначейства Грузии, если в 2021 году прошло 332 тысячи прицепов, то в 2022 году их было уже 448 тысяч. Транзит из Турции в Россию вызвал обеспокоенность США, ЕС и Украины, которые подозревают, что Грузию используют для „серого экспорта” в Российскую Федерацию. Однако факты нарушения грузинскими властями политики санкций в отношении Москвы ещё не обнародованы.

Одна из причин охлаждения отношений с Западом

Принятый Тбилиси специфический подход в отношениях с Москвой определяется не только экономической выгодой, но и с повышенной чувствительностью нынешних правителей Грузии в вопросе отношения к бывшему президенту Михаилу Саакашвили. Экс-президент Грузии и нынешний гражданин Украины Михаил Саакашвили, приговоренный к тюремному заключению в Грузии, представляет для нынешних грузинских властей болезненную занозу в боку, постоянный источник дестабилизации страны и главную причину осложнения отношений Грузии с Западом и охлаждения к Украине. Судьба Саакашвили определяется враждебным отношением к нему серого кардинала Грузии Бидзины Иванишвили, который контролирует правящую партию „Грузинская мечта” и имеет прямое влияние на формирование позиции правительства и парламента. Пророссийский миллиардер не заинтересован в ухудшении отношений с Россией, а потому политика грузинских властей - это не только стремление не дать повода для российского вторжения, но и демонстрация лояльности Кремлю, инспирированная великим олигархом.

По мнению ряда экспертов, неуступчивость официальных лиц из Тбилиси в вопросе содержания Саакашвили в тюрьме и бесчеловечного обращения с ним является одной из причин, по которой Грузии не был предоставлен статус кандидата в члены Европейского союза. Но даже желанная столь многими грузинами перспектива получения кандидатского статуса не побудила тбилисские власти пойти на уступки в случае с Саакашвили, но и в ущерб благоприятной экономической конъюнктуры, вызвавшей серьезное осложнение отношений между Киевом и Тбилиси, а по некоторым сферам они даже заморожены. При этом дошло до того, что власти двух стран периодически обмениваются резкими высказываниями в адрес друг друга.

Кризис Ассоциированного трио

В отличие от своего отношения к Грузии, Москва предпочла быть очень жесткой в отношении Республики Молдова. В первую очередь такое отношение к Кишиневу проявилось в применении метода экономической войны, когда поток природного газа, поставляемого „Газпромом” как монополистом на молдавский рынок, был максимально сокращен. С почти ежедневной периодичностью различные российские официальные лица выдвигают самые наглые обвинения и угрозы в адрес молдавских официальных лиц, среди которых нет недостатка и в угрозах военным вторжением в Республику Молдова. Это плата за твердую позицию официальных лиц Республики Молдова быть рядом с Украиной и за безоговорочную поддержку ее независимости, суверенитета и территориальной целостности в ее международно признанных границах. Официальный Киев не раз выражал признательность Республике Молдова за принципиальную позицию в осуждении войны России против Украины, даже если Кишинев формально не присоединился к программе международных санкций против российского агрессора, но соблюдает большинство ее положений.

Специфический подход нынешних грузинских официальных лиц к ситуации с войной в Украине и к их отношениям с Москвой определил мнения некоторых экспертов о проекте „Ассоциированное трио” в составе Украины, Грузии и Молдовы как о кризисном. И если до начала российской военной агрессии Киев больше был заинтересован в том, чтобы находиться в одном „купе” с Тбилиси на пути европейской и евроатлантической интеграции, то сейчас ситуация изменилась в направлении усиления сотрудничества Украины с Республикой Молдова и охлаждения отношений с Грузией. С этой украинской точки зрения Кишинев и Тбилиси рассматриваются Соединенными Штатами Америки и Европейским союзом, что решающим образом определило предоставление Республике Молдова наряду с Украиной статуса страны-кандидата на членство в ЕС. А ближайшее время покажет, какой из двух подходов к отношениям с Москвой в условиях войны в Украине - кишиневский или тбилисский – оказался наиболее продуктивным и дальновидным.


 
Анатол Цэрану
доктор исторических наук, политический коментатор

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.