Организация избирательного процесса в приднестровском регионе связана с помимо общими электоральными рисками, ещё и с некоторыми специфическими электоральными рисками. Поскольку это территория, которая неподконтрольна законным властям Республики Молдова, могут возникнуть риски, связанные с безопасностью, политические риски или риски фальсификации выборов. Гости публичных дебатов, организованных Институтом европейской политики и реформ (IPRE), обсудили законность, честность и безопасность организации выборов для избирателей из приднестровского региона, - передает IPN.
Исполнительный директор IPRE Юлиан Гроза напомнил о пересмотре решения ЦИК об открытии избирательных участков в населенных пунктах, где молдавские власти не полностью осуществляют конституционный контроль. Решение было пересмотрено 15 июня, в том числе на основании отрицательных заключений компетентных органов, а также мнений гражданского общества. По его мнению, тот факт, что организация трех избирательных участков в Тирасполе и Коржова была аннулирована, не отменяет потенциальных рисков и опасений, связанных с организацией досрочных парламентских выборов для избирателей из приднестровского региона, для которых будет организован 41 избирательный участок.
Как отметил руководитель Управления менеджмента выборов, Аппарат Центральной избирательной комиссии Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Александр Берлинский, с 1994 года избиратели, проживающие на левом берегу Днестра, имели возможность реализовать свое право голоса. Они в большей степени участвовали в национальных выборах и в меньшей - в местных. Началось с организации 8 избирательных участков. Постепенно количество увеличивалось, а на президентских выборах 2020 года было 42 избирательных участка. Наибольшая явка была зарегистрирована во втором туре президентских выборов 2020 года, когда проголосовало около 31 тысячи избирателей. Высокая явка избирателей была отмечена во втором туре президентских выборов 2016 года и на парламентских выборах 2019 года. При открытии избирательных участков за рубежом учитываются данные из Государственного реестра избирателей и предварительной регистрации.
Менеджер по развитию и оценке Promo-LEX Павел Постика заявил, что право голоса не является абсолютным правом. При определенных обстоятельствах оно может быть ограничено определенными организациями, но это должно быть предусмотрено законом. Право голоса напрямую связано с правом быть информированным. По его мнению, нельзя говорить о сознательном, свободно выраженном голосовании, пока не обеспечено право на получение информации из всех возможных источников об избирательном процессе, кандидатах и т. д. Осуществление права голоса на оккупированной территории затруднено, поскольку часть прав нарушаются субъектами, взявшими на себя полномочия органов государственной власти. Так что можно подвергнуть сомнению возможность граждан тех территорий получать информацию. До сих пор в Кодексе о выборах не существует ни одного ограничения, напрямую запрещающее лишение права голоса избирателей из приднестровского региона. На разных этапах происходили различные административные действия, которые привели к ограничению избирательного права в этом регионе. Павел Постика считает, что последствия открытия избирательных участков на неподконтрольной территории могут быть непредсказуемыми и весьма опасными для избирательного процесса, а также для безопасности государства.
Бывший заместитель премьер-министра по вопросам реинтеграции Александр Фленкя также отметил, что проведение процесса голосования для граждан региона связано с рядом рисков и проблем. С одной стороны, эти риски присущи избирательному процессу, где бы он ни происходил. Речь идет о подкупе избирателей, о многократном голосовании, об организованном подвозе избирателей к избирательным участкам и т. д. Для борьбы с этим есть положения, разработанные избирательными органами, и не только. С другой стороны, в организации избирательного процесса на левом берегу Днестра есть ещё и специфические риски. Речь идет об ограничении доступа конкурентов на выборах для проведения там своей предвыборной кампании, об ограничении доступа к информации, ограничении доступа наблюдателей на выборах. Что касается голосования в небезопасной зоне, Александр Фленкя уточнил, что это означает незащищенные избирательные бюллетени, незащищенные личные данные, незащищенные штемпели с надписью „votat” („проголосовано”), компьютеры, подключенные к государственным информационным системам, которые могут поставить под угрозу информационные системы страны.
Бывший заместитель премьер-министра по вопросам реинтеграции Кристина Лесник считает, что государственным властям необходимо особым образом сосредоточить внимание на инвестировании в безопасность и соблюдение прав человека. Портфель реинтеграции очень сложен, труден и не всегда бывает успешным. Во время пандемии можно было увидеть, как работало транспортное движение на обоих берегах Днестра, когда очень много людей не могли добраться до работы или учебы на том или другом берегу. Риски, связанные с пограничной административной линией, являются смежными рисками не только в избирательный период. Она отметила, что доля избирателей из приднестровского региона как раз соответствовала потенциалу доли избирателей, проголосовавших в прошлом году в диаспоре. Кристина Лесник полагает, что нельзя недооценивать возможности избирателей из приднестровского региона и не предоставлять им доступ для осуществления своего права голоса. Просто нужно было проверить элемент безопасности до открытия избирательных участков в Коржова и Бендерах.
Седьмая публичная онлайн-дискуссия в формате #EUDebatesCafe: „Законность, честность и безопасность организации выборов для избирателей из приднестровского региона” организована IPRE при поддержке Фонда Ханнса Зайделя - Республика Молдова в сотрудничестве с Гражданской коалицией за свободные и честные выборы (CALC).