11 февраля исполнилось 80 лет со дня завершения Ялтинской конференции 1945 года, на которой тогдашние лидеры США, Великобритании и Советского Союза подвели итоги Второй мировой войны, установили новый послевоенный мировой порядок и разделили сферы влияния между этими тремя великими державами. С другой стороны, сегодня в этом регионе Европы мы имеем широкомасштабную агрессивную войну, развязанную Российской Федерацией против Украины. На этом фоне в последнее время все чаще говорят о возможном мирном процессе. Насколько возможно сегодня, после будущего мирного процесса, возвращение того, что после Второй мировой войны называлось „зонами влияния” и „железным занавесом”, об опасностях и возможных последствиях для Республики Молдова, Украины и Европейского Союза обсудили участники публичных дебатов „Опасности новых „сфер влияния” для Молдовы, Украины и ЕС”, организованных IPN.
Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан пояснил, что сферы влияния представляют собой утверждение исключительного права контролировать другую страну/страны или участвовать в установлении баланса сил и политики другого государства или государств по отношению к другим странам в целом или в определенных областях. По сути, эти сферы являются проявлением международного соперничества между равносильными державами.
Военный потенциал некоторых государств возрос настолько, что в какой-то момент возникнет риск возникновения новых ядерных войн, считает директор Института политических исследований и социального капитала (Черновцы), лектор Сучавского университета им. Штефана чел Маре Марин Герман.
„Мы находимся в ситуации, когда Россия с приходом Путина к власти захотела обрести большую значимость на глобальном и международном уровне. Это период реванша. Россия, чувствуя себя проигравшей стороной в „холодной войне”, хочет стать значимой, встать в один ряд с крупнейшими мировыми игроками”, - отметил Герман.
Бывшее советское пространство, государства, входившие в состав Российской империи и СССР, рассматриваются Россией как зона ее геополитического влияния. Именно поэтому сближение Украины или другого государства, когда-то входившего в состав СССР, с Западом рассматривается администрацией Путина как катастрофа, добавил Марин Герман.
„Речь идет уже о столкновении интересов, столкновении идеологических взглядов, и таким образом мы оказались в ситуации крупной войны вблизи границ Румынии и Республики Молдова”, - отметил он.
Эксперт в международных отношениях и безопасности Андрей Курэрару отметил, что война, которую сегодня ведет Россия, безусловно, носит международный характер.
„Даже по непосредственным участникам мы понимаем, что там на фронтах находятся северокорейские войска, и это говорит о том, что речь идет не о конфликте просто двух государств, а это как минимум региональное противостояние, если не глобальное. В контексте зон влияния мы понимаем, что Российская Федерация хочет вернуться к той системе, которая существовала до недавнего времени, когда она имела ключевую роль и обширное влияние как в Европе, так и в своих бывших колониях”, - отметил эксперт.
Естественно, что речь идет о войне, целью которой является возвращение к иной архитектуре безопасности на европейском континенте, отмечает Андрей Курэрару.
„Это всегда было очень хорошо видно с точки зрения отношений Путина с НАТО. Путин не верит в глобализацию. Даже эти территориальные завоевания для него являются существенными, и мы видим, как каждый километр украинской территории залит кровью, что в конечном итоге приводит нас к мысли, что он продолжит эту войну, и даже если говорить о возможном взаимопонимании, о прекращении огня, то не стоит думать, что Украина - единственная цель Российской Федерации”, -добавил Андрей Курэрару.
326-е публичные дебаты „Опасности новых „сфер влияния” для Молдовы, Украины и ЕС” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” проводятся Информационным агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.