Олеся Стамате: Не стоит возлагать большие надежды на НОН немедленно

Некоторые инспекторы по неподкупности Национального органа по неподкупности (НОН) добросовестны, другие - такие, какие они есть. Так комментирует председатель парламентской комиссии по правовым вопросам, назначениям и иммунитету акты обнаружения НОН, по которым не было выявлено никаких отклонений от закона при проверке собственности действующих и бывших высокопоставленных лиц. Олеся Стамате сказала, что решения НОН принимаются на основании прежнего закона, согласно которому субъекты деклараций указывали договорную стоимость имущества. Теперь по новому закону указывается рыночная стоимость имущества, отмечает IPN.

На днях Национальный орган по неподкупности прекратил процедуру контроля над имуществом и интересами депутата Богдата Цырдя, экс-министра обороны Александру Пынзаря и экс-председателя Кишиневской апелляционной палаты Владислава Климы. НОН обнаружил, что не существует различий между расходами и доходами, задекларированными тремя подконтрольными субъектами.

«Я не знаю, что происходит внутри НОН, чем занимаются проверяющие, насколько правильно они проверяют, они независимы в своей деятельности по проверке имущества. Это заведение не очищено в истинном смысле этого слова. Инспекторы, работавшие до сих пор в НОН, продолжают работать. Может быть, ушли 2-3 человека. Из тех, кто остался, часть из них добросовестные, другие - такие, какие есть. У нас не должно быть очень больших ожиданий от этого учреждения сразу. Вопрос в том, почему эти дела находились в столах НОН в течение многих лет без решения. Интерес предыдущего руководства НОН состоял в том, чтобы оставить эти дела нераскрытыми. Что я могу сказать предварительно, просто посмотрев документы, эти решения основаны на старом законе, когда у вас была возможность заявить стоимость недвижимости, которую вы хотите, договорную, кадастровую и если у вас был договор купли-продажи автомобиля стоимостью 10 тысяч леев, вы его задекларировали. Теперь, согласно новому закону, имущество декларируются по рыночной цене», -  сказала Олеся Стамате в ходе передачи „Cabinetul din umbră” на телеканале  JurnalTV.

С другой стороны, бывший государственный секретарь Министерства юстиции Николае Ешану говорит, что НОН должен проверять соотношение доходов и расходов высокопоставленных лиц на основе своей собственной оценки, а не на цифрах, указанных в декларации о собственности.

«Я говорил это предыдущим властям, неважно, что человек декларирует, важно правильно оценивать, какая собственность у него есть, в том числе и та, что записана не на его имя. Должен быть механизм, с помощью которого можно идентифицировать имущество, которое у него есть, записанное на него или на его соседа, чтобы иметь рычаги для доказательства того, что это его имущество. То, что человек заявляет рыночную цену, должно быть второстепенным. Если государство будет вникать в детали частных контрактов, оно проиграет. НОН не должен зависеть от того, что декларирует человек. НОН должен принять решение на основе собственной оценки", - сказал юрист Николае Ешану.

Национальный орган по неподкупности остался без руководства в апреле 2022 года после того, как Родика Анточ подала заявление об отставке. Должность временно исполняющего обязанности руководителя стал занимать заместитель председателя НОН Лилиан Кишкэ. Согласно закону, Совет по неподкупности должен начать конкурсную процедуру для назначения будущего председателя НОН.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.