Молдавский писатель и дипломат Олег Серебрян с оптимизмом смотрит в будущее, когда публичные речи будут сосредоточены не столько на войне, сколько на мире, процессе, в котором люди культуры будут играть особую роль.
„Люди культуры могут протянуть руки помощи быстрее, чем общества, и очень важно, чтобы это поняли крупные деятели культуры России, которые на данный момент колеблются. Речь идет о сотнях известных актеров, музыкантов, писателей (...), которые все еще молчат. Я думаю, что этим людям пора высказать свою позицию. Потому что, если они молчат, это означает, что у них есть другая позиция, чем у тех, кто поддерживает войну”, - сказал Олег Серебрян в ходе дебатов в IPN о роли культуры во время войны.
Олег Серебрян сказал, отвечая на вопрос, почему некоторые российские философы и деятели культуры оправдывают войну, что во время войны всегда происходит какая-то национальная мобилизация, напоминая, что имена первой величины, такие как философы Мартин Хайдеггер и Карл Густав Юнг, а так же писатель Кнут Гамсун и композитор Карл Орф поддерживали нацизм во время Второй мировой войны.
„В случае особенно крупных катастроф происходит солидарность между личным и целым. Это одно из объяснений. Мы не можем сказать, что Хайдеггер был по определению преступником. (...) Нет ничего удивительного. (Философ Александр) Дугин или другие, которые являются активными пропагандистами войны и русского мира, это пигмеи по сравнению с теми именами, которых я упомянул, и, кстати, я скорее поддерживаю то, что сказала (писательница Людмила) Улицкая о войне, чем к тому, что говорит Дугин. Я рад, что прославленная личность современной русской культуры выступает против этой войны, и мы могли бы продолжать в том же духе”, - сказал Олег Серебрян.
Затронув опросы, согласно которым более 80 процентов россиян поддерживают вторжение в Украину, писатель назвал их „разрушительными” и „галлюцинаторными”. „Я надеюсь в данном случае на одно, что эти цифры не отражают реальность. Потому что и мы жили в советской реальности. Помните, если бы кто-нибудь спросил нас о войне в Афганистане, совершенно непопулярной, как было. Мы думали одно, а говорили другое. Я подозреваю, что в нынешнем российском обществе, которое сохранило многие атавизмы советского периода - и не только они, на бывшем советском пространстве мы находим много атавизмов в мышлении – люди скажут, что да, они солидарны, но то, что они говорят дома, на кухне, никому не известно”, - сказал Олег Серебрян, продолжая:
„Страх в данном случае вреден. Страх и отсутствие гражданского общества, потому что, если бы существовало настоящее гражданское общество, именно оно могло бы сопротивляться и победить страх. Страх за себя? Да, одинокие герои очень важны. Но именно массовый герой имеет значение в критических ситуациях”.
Олег Серебрян подчеркнул, что мы должны отделить кремлевский режим от русского народа и, особенно от русской культуры. „Конечно, всегда есть публичные излишества. (Провоенные послания от российских культурологов) не являются единичными, и их на эмоциональном уровне можно понять. Тем не менее, я снова ссылаюсь на Вторую мировую войну, когда никто в Советском Союзе или Великобритании не запрещал музыку Баха, Бетховена или Моцарта. Самым изучаемым иностранным языком в Советском Союзе оставался немецкий язык, а не другой (...) Очень важно провести различие - особенно в таком обществе, как наше, как украинское, из бывшего советского пространства в целом - между народом и режимом. Народ, возможно, является самой большой жертвой того режима”.
По словам Олега Серебряна, сегодня Facebook играет большую роль, чем театр или литература. „Кто-то, у кого есть маломальское громкое имя, публикует видео в Facebook, выступает за войну или против нее, и, возможно, его влияние будет больше, чем десятилетия литературы (...) Скорее отсутствие культуры имеет большее влияние”.
Писатель сослался и на комментарии в социальных сетях, сопровождающие новости о войне. „Посмотрите комментарии, особенно поддерживающие войну, их качество. Я не говорю о знаках препинания или используемых выражениях, а о том, что у этих людей на уме! Можно понять ценности большой части общества (...) Я думаю, что эти комментарии больше читаются, чем многие романы, или больше просматриваются, чем многие статьи, и я думаю, что их влияние намного больше. Это новое явление, которое с социологической точки зрения еще недостаточно хорошо проанализировано”, - заявил писатель и дипломат Олег Серебрян.
250-е публичные дебаты на тему „Почему исчезли все империи мира, почему ни одна из них не возродилась?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” были организованные IPN, при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.