Под конец весенне-летней парламентской сессии депутаты приняли во втором чтении два законопроекта, которые предусматривают поощрение гендерного равенства в политике. Согласно одному из проектов, женщины должны составлять по меньшей мере 30% от числа кандидатов, зарегистрированных по партийным спискам, другой проект устанавливает эту цифру на уровне 40%. Молдавское общество патриархально. Значительная часть мужчин убеждена, что женщина должна только рожать, ухаживать за детьми и хранить тепло семейного очага. Но при этом забота о детях и ведение домашнего хозяйства работой не считаются. Вот почему введение обязательной квоты представительства женщин в политике является возможностью воспитания общества в духе демократического общества. Инициатива о введении этой обязательной квоты является правильной, но депутаты, большинство из которых составляют мужчины, прибегли к уловкам, приняв законопроекты лишь в одном чтении и не обеспечив их реализацию в ходе ближайших парламентских выборов.
---
Мы хотим видеть Республику Молдова в Европейском союзе, но для этого нам сначала придётся принести в Молдову Европейский союз, или, лучше сказать, его стандарты. Наше общество необходимо воспитывать. Нужно показать молдавским мужчинам, что женщины имеют те же права, что и они могут думать и руководить страной. И женщины в Молдове имеют пробелы в образовании. Значительная часть жителей сельской местности убеждены, что женщины должны выходить замуж сразу после получения обязательного среднего образования. Если их бьют мужья, молдавские женщины считают виноватыми самих себя, в полном соответствии с поговорками „небитая женщина - всё равно что невыметенный дом” или „бьёт - значит любит…”. Вот почему существует необходимость требовать от общества принятия равенства полов. Женщины должны быть представлены в руководящих органах наравне с мужчинами, чтобы иметь возможность принимать участие в управлении, а также чтобы дать стране шанс на более активное развитие, так как примеры других государств мира, в которых женщины ценятся наравне с мужчинами, свидетельствуют, что это приносит стране выгоды, в том числе экономические.
Мужчины считают, что их дискриминируют, наделяя женщин равными с ними правами
Недавно кто-то рассказал мне, как в отдалённом от столицы селе, на встрече одного высокопоставленного чиновника с местными жителями обсуждалась квота представительства женщин. Услышав об этой идее, мужчины подскочили как ужаленные, заявив, что они сами уже подвергаются дискриминации, а женщинам итак есть чем заняться: воспитанием детей и домашним хозяйством. Может показаться, что молдавская столица и провинция живут в параллельных мирах. Хотел бы отметить, что именно на селе следует особенно настаивать на распространении духа равенства, так как в городах женщины уже многому научились из общения с мужчинами на равных.
Гражданское общество настаивает на минимальной обязательной квоте в 40% женщин в избирательных списках и в составе правительства. В парламенте находится предложенный Партией коммунистов законопроект о введении 50%-ной квоты, который пока не был рассмотрен. Парадоксально или нет, но лишь коммунисты продвинули женщину на пост премьер-министра и даже хотели сделать её президентом. Как отмечают представители гражданского общества, большинство женщин-примаров и членов местных советов состоят в ПКРМ. Однако цель должна заключаться в том, чтобы женщины не играли в парламенте или любом другом руководящем орган чисто формальную роль. Кроме того, женщины не должны быть включены в конец предвыборного списка, где они практически не имеют шансов на получение мандата.
Наряду с тем, что они считают единственно достойными женщины занятиями рождение и воспитание потомства, мужчины потому, вероятно, не хотят введения квоты женского представительства на руководящих должностях, что понимают: это уменьшит их собственные шансы стать депутатами или министрами. Статистические данные свидетельствуют, что женщины являются мажоритарной социальной группой и составляют 51% населения республики, в то время как среди людей с высшим образованием доля женщин равна 61%. По причине пробелов в образовании и тенденции, когда им „затыкают рот”, женщины также голосуют за мужчин. Но следует активно популяризировать успехи таких женщин-министров, как министра просвещения Майя Санду, которая сумела провести жёсткие реформы на благо развития молдавского образования. Или же вспомним министра иностранных дел Наталью Герман, которая провела переговоры по Соглашению об ассоциации между Республикой Молдова и Евросоюзом и успешно его подписала.
Недавно в парламенте один из депутатов от Либеральной партии заявил, что женщины не могут быть столь же квалифицированными хирургами, как мужчины. Если так думает депутат - человек, который, как предполагается, имеет более высокий культурный уровень, чем рядовые граждане, то тогда не стоит задаваться вопросом, почему общество мыслит аналогично: что женщины хороши лишь для деторождения, а не для руководства министерствами и разработки законов.
Молдова обязалась включить в состав парламента по меньшей мере 30 женщин
Исполнительный директор Женского политического клуба „50x50” Екатерина Мардарович напомнила про обязательство, взятое на себя Республикой Молдова в рамках целей в области развития, сформулированных в подписанной ею Декларации тысячелетия. Так, необходимо обеспечить присутствие в парламенте к 2015 году по меньшей мере 30% женщин. Если этого не произойдет, страна рискует отчитаться о невыполнении этого обязательства. Это же обязательство Молдова подтвердила и при подписании, а затем ратификации, Соглашения об ассоциации с ЕС. Как известно, ЕС предоставляет больший объём поддержки за работу, проделанную в соответствии с принципом „больше за большее”. Не прилагая усилий для достижения взятых на себя обязательств, страна рискует потерять обещанную европейскими партнёрами поддержку, как и возможность подготовить общество к членству в ЕС, где женщин ценят и продвигают по службе наравне с мужчинами.
Последний доклад о выполнении Республикой Молдова Целей развития тысячелетия, опубликованный правительством и молдавскими филиалами агентств Организации объединённых наций констатирует, что доля женщин в органах власти остаётся незначительной. Например, в состоящем из 21 министра правительстве - только 6 женщин, из 101 депутата женщинами являются лишь 19. В докладе отмечается, что, хотя присутствие женщин в предвыборных партийных списках выросло до 28%, число женщин, получивших мандат депутата, продолжает снижаться: с почти 25% в 2009 году - до 19% в 2012 году. Мужчины-политики очень хитры: хотя они и включили в списки не меньше 30% женщин, но первые места всё равно достались мужчины. Принимая во внимание отмечаемый многими представителями гражданского общества и политологами факт, что места в парламенте приобретаются за счёт пожертвований в партийную кассу, а женщин-предпринимателей меньше, чем мужчин, мы, вероятно, имеем ещё одно объяснение недостаточному присутствию женщин в парламенте - они не могут приобрести депутатское кресло.
Доклад также констатирует незначительный рост присутствия женщин в местных органах власти. Так, число женщин среди членов местных советов выросло с 26,5% в 2007 году до 28,7% в 2011-м. В то же время, содержащиеся в докладе прогнозы не слишком оптимистичны, так как молдавские власти, вероятно, не смогут выполнить к 2015 году обязательство по 30%-ному представительству женщин в парламенте, 25%-ному - в примэриях и 40%-ному - в местных советах.
Квота представительства – временный механизм?
В 59 странах мира действует механизм представительства женщин в общественной и политической жизни. Достигшие гендерного баланса государства (как страны Балтии и Скандинавии) имеют и самую лучшую в мире социальную систему, а также отличаются значительным экономическим развитием. Странами ЕС с наивысшей долей женщин в управлении являются Латвия (45%) и Литва (41%). Кроме всего прочего, Латвия стала первой постсоветской республикой, президентом которой стала женщина - Вайра Вике-Фрейберга. В годы её президентства страна присоединилась к ЕС и НАТО. Ставшая, в свою очередь, президентом Литвы в 2009 году Даля Грибаускайте ещё больше укрепила роль женщин в европейской политике. С другой стороны, Республика Молдова находится ниже средневропейского и мирового уровня представленности женщин в руководящих органах, опережая лишь мусульманские страны.
Некоторые из депутатов, продвигающих квоту представительства женщин в политике, называют её временным механизмом, который будет действовать до тех пор, пока общество не достигнет такого уровня развития, при котором не будет нужды в принудительном выделении женщинам мест в политической жизни, когда это будет чем-то естественным. И здесь я подхожу к утверждению из заголовка моего материала - обязательная квота являет собой возможность для воспитания. Прежде всего - воспитания политического класса, столь же патриархального, как и всё общество. Вице-председатель парламента Лилиана Палихович заявила в своём недавнем интервью, что проголосованный в первом чтении проект, который устанавливает 30%-ную квоту представительства женщин в предвыборных списках, может быть принят во втором чтении с поправкой, согласно которой каждым третьим кандидатом списке должна быть женщина. Ссылаясь на проект, предложенный Министерством труда, который предусматривает поправки к регламенту парламента и требование, чтобы по крайней мере 40% членов Постоянного бюро были женщинами, Лилиана Палихович отметила большое количество критики, прозвучавшей в адрес этого предложения, в связи с чем его будет довольно трудно осуществить. Заставляет задуматься тот факт, что сами женщины-депутаты не пытаются бороться за своё более широкое представительство, смиряясь с уловками мужчин-политиков.
В ходе бесед с рядом мужчин я слышал высказывание, что сегодня никто не запрещает молдавским женщинам участвовать в политической жизни. С одной стороны, я согласен с этим утверждением. Но практически никто не помогает им продвигать себя, ведь в стране, как я уже говорил, существует тенденция к „затыканию рта” женщинам и их нужно извлечь из скорлупы, в которой они изолированы по причине господствующей в стране патриархальной системы.
Мариана Галбен, IPN