„Кража миллиарда останется и в политической, и социальной, и экономической, и финансовой повестке дня, в том числе с бюджетными последствиями, до тех пор, пока это бремя лежит на плечах налогоплательщиков, и в соответствии с законом, принятым в 2016 году, это бремя останется до 2041 года”. Такое заявление сделал эксперт Transparency International Moldova, экс-министр финансов Вячеслав Негруца в ходе публичных дебатов: „Почему тема банковской кражи вновь вышла на первый план?” организованные Информационным агентством IPN.
Вячеслав Негруца считает, что до тех пор, пока ответственные за расследование дела власти не смогли вернуть деньги, в том числе изъятые или которые заблокированы в результате действий прокуроров, тема останется и будет представлять большой общественный интерес.
В то же время, эксперт представляет два тезиса, связанных с темой банковской кражи. По его мнению, банковское мошенничество не закончилось в трех банках, оно продолжилось путем принятия правительством ответственности за закон о превращении украденных денег в государственный долг, после чего последовали попытки легализации ранее совершенных беззаконий, которые также должны были быть расследованы как мошенничество. Второй момент относится к заявлению, сделанному бывшим премьер-министром Филипом, который в 2017 году сказал, „что 90% из тех, кто был упомянут в отчете Kroll, являются абсолютно честными людьми, и даже если они были отмечены там и имели определенные сделки, они не обязательно должны рассматриваться как преступники”.
Вячеслав Негруца утверждает, что эти вещи характеризуют бездействие органов, которые должны были заниматься расследованием, и которые дали бенефициарам кражи время, чтобы они могли уничтожить следы, в том числе путем внесения изменений в законодательство или последующего законотворчества.
В контексте той же имитации расследования банковского мошенничества и для того, чтобы доказать это, эксперт Transparency International Moldova отметил публичный выход генерального прокурора, прокурора Антикоррупционной прокуратуры и главы НЦБК в июне 2018 года, когда была представлена „своеобразная стратегия” по расследованию банковского мошенничества. „Симбиоз сценариев”, который не имел в основе все необходимые документы, и был направлен на создание восприятия того, что начинается расследование мошенничества, но на самом деле была предпринята попытка манипулирования определенной информацией, которая уже была представлена компанией Kroll Генеральной прокуратуре через Нацбанк”.
В то же время Вячеслав Негруца говорит, что последние заявления генерального прокурора Александра Стояногло, который сослался на результаты парламентской комиссии, возглавляемой депутатом Александром Слусари, а также на отчет Kroll, пользуются значительным доверием.
136-е „Почему тема банковской кражи вновь вышла на первый план?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.