Общество должно быть готово к принятию регулирования лоббистской деятельности, эксперты
Лоббизм в Республике Молдова происходит, почему бы ему не происходит в хорошо определенных рамках? Это ключевой вопрос, сформулированный в исследовании Института развития и социальных инициатив (IDIS) „Viitorul” „Перспектива регулирования лоббистской деятельности в Республике Молдова", представленном в четверг, 17 марта, отмечает Info-Prim Neo.
Автор исследования Павел Трошин имел возможность изучить лоббистскую деятельность, проработав какое-то время в профильной компании в США.
Трошин отметил в ходе представления исследования, что лоббистская деятельность в демократическом обществе – это генератор положительных изменений. Вместе с тем очень важно разделять лоббистскую деятельность и извлечение выгоды из влияния. Поэтому в исследовании содержится рекомендация установить верные, беспристрастные и прозрачные правила игры в области совместимости и вмешательства (незаконного вмешательства) бизнеса в политическую систему параллельно с разработкой законопроекта о лоббизме.
В исследовании также рекомендуется определить структуры, которые займутся мониторингом лоббистской деятельность, а также внедрить Регистр лоббистов в институтах государства, охватывающий все структуры, которые пожелают иметь доступ в эти институты для продвижения интересов или проектов.
Эксперт ADEPT в области законодательства Корнелиу Гурин высказал мнение, что на данный момент в Молдове трудно внедрить закон о лоббизме, это может быть даже бесполезно, поскольку создаст путаницу и проблемы в деятельности средств массовой информации, организаций гражданского общества и даже граждан, которые продвигают определенные идеи. Их добрые намерения могут быть квалифицированы как лоббистская деятельность, и на определенных этапах, если они не будут зарегистрировать, могут даже быть подвергнуты финансовым санкциям.
„В Молдове есть необходимые законодательные рамки для того, чтобы пресекать злоупотребления экономических кланов, в том числе законы о конфликте интересов, о прозрачности в процессе принятия решений, другие законодательные акты. Важно, чтобы эти регулирующие положения эффективно соблюдались, а гражданское общество осуществляло надзор над этим соблюдением. Тогда практики незаконного лоббизма, извлечения выгоды из влияния и картельных сговоров будут выявляться", - подчеркнул Гурин.
Руководитель главного управления по предотвращению коррупции Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией Виталие Веребчану считает, что на данном этапе молдавское общество не готово к приданию законной силы лоббистской деятельности. На его взгляд, терпимость к коррупционным деяниям в обществе, к сожалению, очень велика, а такие явления, как извлечение выгоды из влияния, взяточничество вызывают очень пассивную реакцию, хотя и не воспринимаются положительно.
"Плюсы заключались бы в прозрачности лоббистской деятельность, если бы мы подготовили и утвердили закон. Но может получиться и так, что среди лоббистов окажутся и люди, извлекающие выгоду из влияния, и тогда правоохранительным органам будет намного труднее расследовать подобные случаи", - предупредил представитель ЦБЭПК.
Исполнительный директор IDIS-Viitorul Любомир Кирияк выразил твердую уверенность в том, что молдавское общество не утратило восприимчивость к случаям коррупции и извлечения выгоды из влияния, а последние события, произошедшие в Молдове, - еще один аргумент в пользу этого.
"Но общество должно быть готово, чтобы поддержать легализацию лоббизма. Пока не ясно, желают ли лоббисты регистрироваться, понимают ли, что им потребуется платить налоги из получаемых доходов. Не ясна позиция государственных функционеров, государственных чиновников. Известно, что в Румынии предпринималось шесть попыток провести этот закон, но неудачно. В Польше закон был принят только после обнародования громкого случая коррупции. Мы продолжим дискуссии, чтобы прояснить все позиции. В Молдове были предприняты всего две попытки провести подобный закон. Нам еще предстоит много работать", - подытожил Кирияк.
Толковый словарь определяет лоббизм как направление деятельности службы отношений с общественностью, заключающееся в работе с законодателями и правительственными чиновниками с целью добиться усиления или недопущения некоторого законодательства или регулирования.