Генеральный прокурор, „пользующийся доверием в обществе, а также среди адвокатов, действующих на законных основаниях”, должен создать механизм, который действительно способствовал бы выявлению и прекращению правонарушений, допускаемых прокурорами. По словам адвоката Михаила Боиштяна, механизмы, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, предвидят, что жалобы, поданные в Генеральную прокуратуру, возвращаются к соответствующим прокурорам, упомянутым в жалобах, доходят до вышестоящих прокуроров, проходят формальное рассмотрение и, как следствие, отклоняются.
На пресс-конференции в IPN Михаил Боиштян заявил, что в январе 2020 года вновь назначенный Генеральный прокурор Александр Стояногло рассказал на пресс-конференции о проводимых проверках в специализированных прокуратурах. Он говорил о беззакониях, совершенных этими прокуратурами, особенно в отношении бизнес-среды. Тогда Стояногло обещал, что подобные атаки больше не повторятся.
„За последний почти годовой период в системе ощутимо некоторое послабление в этом смысле. Злоупотребления несколько уменьшились, прокуроры стали более внимательными, было допущено больше жалоб от адвокатов. Однако в последнее время ситуация в корне изменилась. Беззакония, допущенные органами уголовного преследования, прокуратурой, не только возобновились, но даже усилились”, - утверждает адвокат.
Он сообщил, что в течение последнего года заявления генерального прокурора о соблюдении прав человека, о неукоснительном соблюдении процессуальных норм были для адвокатов сигналом того, что ситуация в системе должна измениться. Однако создается впечатление, что послания генпрокурора не дошли до его подчиненных.
Адвокат рассказал о деле предпринимателя с левого берега Днестра, заявив, что уголовное дело на того сфабриковано, а его деятельность была заблокирована. Хотя суд первой инстанции отклонил меру пресечения в виде предварительного заключения, запрошенную прокурором, Апелляционный суд вынес решение о применении ареста. И это является практикой Апелляционного суда.
Адвокат Вячеслав Цуркан также подтверждает, что во многих случаях следственный судья не применяет меру пресечения в виде предварительного ареста, Апелляционный же суд допускает кассационную жалобу прокуроров. По словам адвоката, законодательство, судебная практика не распространяется на всех людей в одинаковой степени. Особенно различия заметны в отношении богатых и бедных людей. А в случае последних очень высока вероятность того, что они будут арестованы, что их права будут нарушены, что они не выиграют дело на национальном уровне. И даже если они позже восстановят справедливость на свой счёт в Европейском суде по правам человека, это не коснется судей, а жизнь людей во многих случаях разрушена.
Пресс-конференция входит в цикл пресс-конференций, предусмотренный проектом „Образ несправедливости мультимедийными средствами”. Агентство IPN, не берёт на себя право решать, находится ли справедливость на стороне организаторов пресс-конференций в рамках тех дел, о которых они расскажут, это исключительная прерогатива правосудия, но чрезмерно долгий срок рассмотрения этих дел, гораздо более долгий, чем это предусмотрено законодательством, можно считать актом очевидной несправедливости и судебного произвола. Информационное агентство IPN не несёт ответственности за публичные заявления, сделанные организаторами пресс-конференций в публичном пространстве.