Новый раунд телевизионных дебатов между Игорем Додоном и Майей Санду показал гражданам как кандидаты, в основном кандидат от Партии социалистов, пускает стрелы в адрес своей соперницы от Партии действия и солидарности. Социалист чаще перегнул палку, считают авторы статьи fact-checking в рамках проекта Sic!, передает IPN.
В рамках дебатов Игорь Додон обвинил Майю Санду в „участие в краже миллиарда” долларов из банковской системы Республики Молдова, миллиарда, который был „поставлен на плечи граждан”. Майя Санду опровергла информацию о том, что связана каким-то образом с этим мега-мошенничеством, утверждая, что проголосовала только за то, чтобы люди не потеряли свои сбережения в проблемных банках. Авторы статьи Sic! отмечают, что заявление Игоря Додона следует рассматривать как обвинение в краже. При рассмотрении этого вопроса, мы должны учитывать два важных элемента. Первый относится к самой краже примерно миллиарда долларов из трех банков. Второй относится к предоставлению Национальным банком Молдовы, на основе двух постановлений правительства под государственной гарантией, срочных кредитов обанкротившимся банкам на сумму свыше 15 млн. леев.
„Майя Санду не была министром финансов, чтобы иметь какую-то связь со всем, что касается отношений правительства с Banca de Economii, к примеру, и, естественно, не имеет никакой связи с хищением в банках. Исходя из этого, понятно, что Игорь Додон не прав”, утверждают авторы статьи.
Также, оба кандидата снова обвинили друг друга в связях с первым вице-председателем Демократической партии Владом Плахотнюком. Майя Санду утверждает, что никогда не говорило с Владом Плахотнюком и напоминает о том, что первый вице-председатель ДПМ сопротивлялся тому, чтобы она стала премьер-министром в начале 2015 года. Подтверждение этому со стороны демократа нет, но источники со стороны переговорщиков заявляли, что Майя Санду не была одобрена Плахотнюком. „Четыре телеканала, контролируемые официально Владом Плахотнюком чаще всего показали в отрицательном контексте Майю Санду, даже после выхода Мариана Лупу из предвыборной гонки, что опровергает заявления Игоря Додона”.
В статье Sic! отмечается, что в отношении связей Игоря Додона с Владом Плахотнюком, исходя из утверждений Майи Санду, есть ряд элементов, подтверждающих ее заявления, многие из которых косвенные, и, следовательно, могут служить основанием для спекуляций. Тем не менее, Игорь Додон пару раз воспользовался частным самолетом Влада Плахотнюка и не проголосовал за его отставку с должности первого вице-председателя парламента 15 ноября 2012 года, предложенную фракцией коммунистов, которая не была принята из-за отсутствия кворума.
Игорь Додон также заявил, что Майя Санду хочет объединения с Румынией и вступления в НАТО. Авторы исследования уточняют, что на самом деле Майя Санду никогда не давала четкого ответа в отношении НАТО, она заявила, что будет „продвигать все, что решит народ”, и что в ближайшие 5 лет (срок полномочий президента 4 года) не будет никакого референдума на эту тему. Что касается объединения, Майя Санду признала на одном из телеканалов, что в случае референдума проголосует „за” объединение, но это ее личная позиция, а не позиция партии в то время. Она сказала, что лично проголосовала бы за, но будет принимать решения в зависимости от того, что выберет народ. „Так или иначе, первая часть утверждения Игоря Додона не соответствует полностью реальности (есть большая разница между настоящим „хочу” и условным „я бы голосовала, если бы”). В то же время, что касается второй части утверждения (вступления в НАТО) нет ни одного аргумента, чтобы поверить Игорю Додону”, отмечают авторы Sic!
Полный текст статьи можно найтиь на странице проекта sic.md. Сайт является проектом Информационного агентства IPN, реализованного при поддержке Фонда Сороса в Молдове.