Новый мандат безопасности SIS является необходимым, но он должен быть связан с эффективными механизмами контроля. Op-Еd Михая Могылдя

 

 

Важность законопроекта, который может помочь СИБ укрепить ее работоспособность и сделать ее деятельность более эффективной, продиктована контекстом безопасности на региональном и национальном уровне, где мы можем констатировать неминуемые и системные риски для национальной безопасности. Однако, даже если они находятся под давлением времени и ожидаемых результатов, парламент и государственные институты должны обеспечить включение сбалансированных механизмов мониторинга и контроля, которые не допустят потенциальных злоупотреблений...

 

Михай Могылдя
 

Нынешним 17 ноября в парламенте было зарегистрировано три законопроекта, касающихся деятельности Службы разведки и безопасности (СБР). В проектах рассматриваются вопросы, связанные с полномочиями Службы разведки и безопасности (SIS), статусом сотрудников разведки и безопасности, а также с контринформационной и внешней разведывательной деятельностью SIS. Законодательные положения направлены на укрепление и расширение прерогатив безопасности мандата СИБ, особенно в области информационной и контринформационной деятельности.

Хотя необходимость внесения законодательных изменений для усиления роли СИБ в предотвращении и противодействии внутренним и внешним угрозам безопасности Республики Молдова не вызывает сомнений, нынешние формулировки законопроектов необходимо доработать, чтобы они соответствовали рекомендациям Венецианская комиссия. Речь идет, в частности, о контрольных механизмах обеспечения законности информационной и контринформационной деятельности, а также о разрешительных процедурах информационных и контринформационных мероприятий во избежание возможных злоупотреблений.

Ставка законопроекта об иностранной контринформационной и информационной деятельности

Согласно информативной записке, сопровождающей законопроект, его целью является разграничение полномочий ССС и приведение их в соответствие со стандартами спецслужб демократических стран, а также адаптация деятельности ССС к динамике рисков и угроз. с влиянием на национальную безопасность. В ноте также указывается на то, что в отсутствие законодательных положений, определяющих принципы и порядок проведения контринформационной и внешнеинформационной деятельности, ССС может осуществлять только специальные следственные мероприятия, не входящие в обязанности обеспечения государственной безопасность.

В этих условиях ССС сегодня имела бы ограниченные рычаги для анализа, предотвращения и борьбы с системными попытками дестабилизации безопасности Республики Молдова, которые сегодня разрабатываются Российской Федерацией в рамках гибридной войны против Республики Молдова. . Одна из причин связана с процедурами, необходимыми для санкционирования специальных следственных мероприятий, и необходимостью их согласования с другими учреждениями, такими как Генеральная прокуратура. По данным ССС, эти аспекты ограничивают возможности учреждения по отслеживанию, прослушиванию телефонных разговоров и перехвату лиц, подозреваемых в шпионаже, подстрекательстве к насилию, сепаратизму или несоблюдении общественного порядка.

Риски, вытекающие из действующих положений законопроекта

Основные критические замечания, высказанные по поводу законопроекта в ходе публичных консультаций, касались разрешительных процедур для контринформационных мероприятий. Так, законопроектом предусмотрено, что данные меры могут быть санкционированы как директором СИС или специально уполномоченным заместителем директора, так и по решению суда. В случае санкционированных руководством ГИС мер, представляемых как менее вторгающиеся в частную жизнь лиц, механизмы контроля за пределами ГИС четко не определены. Возможные злоупотребления, которые могли быть совершены злонамеренным руководством учреждения, могут быть расследованы Генеральной прокуратурой задним числом на основании жалоб, поданных людьми, права которых могли быть нарушены.

Еще один вопрос, вытекающий из этих положений, касается информирования лица о принятых в отношении него контринформационных мерах. Нынешняя редакция законопроекта предусматривает, что информирование лица не будет иметь место, если «есть веские основания считать, что данный факт может представлять повышенную опасность для жизни или здоровья людей, угрожать другому проводимому расследованию, наносить ущерб безопасности». государства или нанесет ущерб цели, ради которой были проведены контринформационные мероприятия». Эта формулировка оставляет место для толкования в отношении «уважительной причины» для контринформационных мер, санкционированных ордером. Более того, если они считают свои права нарушенными, субъекты контринформационных мероприятий не могут оспорить порядок их проведения, пока они не знают о применении в отношении них мер, что особенно актуально для контринформационных мероприятий. -информационные мероприятия, санкционированные руководством ГИС.

Необходимость более четкого определения механизмов контроля

Законопроект предусматривает четыре механизма контроля, направленных на (1) Парламент через подкомитет по осуществлению парламентского контроля за деятельностью Службы разведки и безопасности, (2) Генеральную прокуратуру, (3) внутреннюю оценку внутри SIS и (4) магистраты.

На политическом уровне контроль, осуществляемый парламентом через подкомиссию, созданную в феврале 2022 года, в настоящее время практически отсутствует. Согласно общедоступным данным, подкомитет не собирался и не сообщал о результатах мониторинга и оценок, проведенных в отношении СИС. При голосовании по этому законопроекту подкомитет заслушает и рассмотрит годовой отчет о контринформационной и информационной деятельности СИБ, уполномоченный давать рекомендации учреждению. Отчет, представленный подкомитету, может быть обнародован, но в этом отношении СИС не обязана.

Контроль, осуществляемый прокурорами, ограничивается анализом жалоб лиц, считающих, что их права нарушены, а мировых судей — санкционированием контринформационных мероприятий по решению суда и проверкой законности действий, проводимых в отсутствие судебного приказа. Внутренний контроль ГИС осуществляется через руководство учреждения и его подразделений, которые принимают непосредственное участие в процессе санкционирования контринформационных мероприятий. 

По сути, механизмы контроля ограничены и доказали свою неэффективность в прошлом, когда имидж СИС был поставлен под угрозу серией злоупотреблений, совершенных по указанию лиц, принимающих политические решения. Для обеспечения эффективных механизмов контроля крайне важно назначать честных судей и прокуроров с помощью прозрачных процедур. Это должно быть обеспечено, особенно среди мировых судей, участвующих в процессе санкционирования контринформационных мер судебным мандатом, учитывая тот факт, что их количество будет ограничено, из числа основного суда.

Вместо выводов...

Важность законопроекта, который может помочь СИБ укрепить свою работоспособность и сделать деятельность этого учреждения более эффективной, продиктована контекстом безопасности в регионе и на национальном уровне, где мы можем констатировать неминуемые и системные риски для Национальная безопасность. Однако, даже если они находятся под давлением времени и ожидаемых результатов, парламент и государственные институты должны обеспечить включение сбалансированных механизмов мониторинга и контроля, которые не допустят потенциальных проскальзываний или злоупотреблений. В этом аспекте рекомендации Венецианской комиссии, которые поступят в начале следующего года, должны быть проанализированы и добросовестно перенесены в окончательный вариант пакета законопроектов.

Помимо этих аспектов, ССС и Парламент должны будут обеспечить эффективную коммуникацию и максимально широкую прозрачность в допустимых пределах результатов контринформационной и внешней информационной деятельности. Эти элементы необходимы для повышения доверия граждан к деятельности, осуществляемой СИС, и для укрепления позиций СИС в архитектуре национальной безопасности, особенно в контексте разработки новой Стратегии национальной безопасности.
---

Михай Могылдя - заместитель директора в Институте европейских политик и реформ (IPRE).
---

Этот Op-Ed опубликован в рамках проекта «Повышение уровня информированности и понимания вопросов безопасности и обороны Республики Молдова», реализуемого Институтом европейской политики и реформ (IPRE) и Фондом Фридриха Эберта в Молдове в партнерстве с Zonadesecuritate.md и медиаплатформы Zugo.md


 
Михай Могылдя
Михай Могылдя руководит командой в рамках программы Европеизации в Институте европейских политик и реформ (IPRE). Oн является выпускником программы магистратуры в области Европейских политических и административных исследований в Колледже Европы (Брюгге).

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.

IPN LIVE