Продолжающаяся и крайне опасная эскалация агрессивной войны Российской Федерации против соседней Украины происходит с принесением в жертву десятков тысяч человеческих жизней, варварским разрушением сел и городов, а также хищениями территорий другого государства. Даже в этих условиях часть молдавского общества, и не только молдавского, одобряет такой способ решения межгосударственных или геополитических проблем, реальных или надуманных. Одной из причин такого подхода этих людей может проистекать из ностальгии по советскому прошлому. Но и ностальгия имеет несколько корней, один из которых может исходить из тесных отношений населения бывшего МССР с бывшей Советской армией, включая образ величия и мощи этой давно исчезнувшей армии, реальный или выдуманный образ. Как этот механизм ностальгии работает в военном сегменте, каковы его эффекты и что мы должны сделать, как государство, как общество, как рациональные люди, чтобы различить естественные от наименее естественных, или даже совершенно неестественных эффектов ностальгии, таких как одобрение войны, обсудили участники публичных дебатов „Ностальгия по советским военным вторжениям как объяснение одобрения нынешних вторжений”, организованных Информационным агентством IPN.
Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил, что Советская армия, согласно указу от 15 января 1918 года, первоначально должна была стать основным инструментом большевистской партии по уничтожению институтов буржуазного государства. Официально День Советской армии отмечался 23 февраля. Советская армия, как инструмент разрушения институтов буржуазного государства, начала развиваться после подписания Брест-Литовского договора, а Лев Троцкий, „демон революции”, стал комиссаром по военным делам и отклонился от основных принципов Красной армии. Речь шла о классовом принципе, принципе интернационализма, принципе выбора командиров и принципе двойного командования. По словам эксперта, став начальником Красной армии, Троцкий отклонился от классового принципа, потому что понял, что он не может работать. Позже он привлекал офицеров, служивших в Царской армии, на должности командиров.
„Более половины офицеров бывшей Царской армии были зачислены в качестве командиров Красной армии в соответствии с принципом шантажа. Семьи офицеров шантажировали - если эти офицеры не хотели поступать в Красную армию, членов их семей просто застреливали. Как проявила себя Красная армия, мы знаем по примеру Тухачевского, которого назвали палачом крестьян после начала Тамбовского восстания. Об экспансионистских целях Красной армии мы знаем и по примеру Тухачевского из его лозунга: „Через Варшаву и Берлин на наших штыках мы принесём счастье и мир народам Европы”, - объяснил Игорь Боцан.
Эксперт коснулся и двойного командования - военное командование и так называемых комиссаров. Комиссары должны были внушить большевистские доктрины армии, и сохраняет контроль большевистской партии над вооруженными силами. „Об экспансионизме этой армии следует отметить, что вторжение - это военная операция, при которой вооруженные силы политического или геополитического образования используют силу для входа на территорию, контролируемую другим политическим или геополитическим образованием, для завоевания территорий, для смены правительств. За время существования Советской Красной армии, я насчитал 13 таких вторжений”,- говорит Игорь Боцан, который отмечает, что 13-е вторжение – это вторжение в Украину.
Доктор хабилитат исторических наук, главный научный исследователь в Институте Истории Валентин Константинов заявил, что в публичных дискуссиях в молдавском обществе отсутствует фундаментальный аспект того, что называется распадом Советского Союза и появление независимых государств. Речь также идет о кристаллизации более или менее прочных демократических политических формирований на границах бывшей советской империи. „Военные кампании Советской армии, условно говоря, против независимых государств, начинаются в период гражданской войны 1918-1992 годов. То есть, за исключением Бессарабии и стран Балтии, Советская армия или Красная армия атаковали и ликвидировали государство Грузия в 1921 году, Армению, Азербайджан и Украину, которая была независимым государством в период с 1918 по 1920 год. Не знаю, почему этот аспект ускользает от нас, поскольку украинцы по праву постоянно напоминают об этом очень беспокойном, бурном времени”, - отметил историк.
По его словам, в то время была огромная лавина событий с участием внутренних факторов, с абсолютно дьявольским большевистским режимом, который сопровождался невероятной раздвоенностью. „С одной стороны, они пропагандируют свободу, независимость, гражданские права. С другой стороны, они внедряют самый деспотичный режим, которого когда-либо знала Россия. Так что этот красный ужас, который начался в 1918 году, жив и сегодня. Трудно сказать, когда он исчезнет, потому что никогда не прекращался. Он был спровоцирован тогда, и в 1936 году Советский Союз был провозглашен конституционно самым демократичным и самым свободным государством именно в момент, когда вспыхнули самые ужасные репрессии против гражданского населения и против тех, кто думает немного иначе, чем сам царь”, - заявил доктор хабилитат истории.
Валентин Константинов говорит, что в настоящее время речь идет о другом виде применения агрессии, в другой форме, в другой идеологии и с новой пропагандой, которая звучит гораздо правдоподобнее: „Мы идем, чтобы освободить вас”. „Если это связано с первоначальной доктриной, она, конечно, была адаптирована и переиначена советским и большевистским руководством. То есть, они больше не хотели просто завоевывать „Константинополь”, они с большим удовольствием говорили, что на завоеванных ими территориях они будут внедрять собственный политический режим. То есть на штыках Красной армии, так называемых освободительных, новые государства должны были подчиниться существующему в Москве режиму. И мы знаем, что этот режим пришел после Второй мировой войны и на территории, завоеванных Советской Красной армией”,- заявил Валентин Константинов.
Полковник запаса Андрей Ковриг отметил, что международное гуманитарное право и Женевская конвенция предусматривают два понятия – вооруженный конфликт международного и внутреннего характера. Все вторжения, которые произошли, естественно относятся к первому понятию. По его мнению, будь то вторжение, агрессия, по сути, речь идет о вооруженном конфликте, как и в случае войны на Днестре – о вооруженном конфликте международного характера. Ведь речь идет об участии Российской Федерации.
Полковник в запасе напомнил о вторжении 1795 года в Польшу. Тогда Суворов участвовал в нападении на маленький городок Прага возле Варшавы. „В этой атаке было пять колонн, которые вошли в этот маленький городок. Одной из колонн командовал этот герой, которым гордятся русские, Суворов. В ходе этой операции погибли 20 тыс. польских граждан. Хочу вам сказать, что на протяжении всей истории Царской империи, в Советском Союзе и до настоящего времени сохранялись эти моменты жестокости, абсолютного неуважения к правилам войны. История показывает нам много примеров. Случай Украины является из ряда вон выходящим”, - отметил Андрей Ковриг.
По его словам, никто не думал, что русские нападут на Украину 24 февраля 2022 года. Он был удивлен, когда ему позвонил знакомый из Киева и сказал, что началась война. Он сам вошел 29 декабря 1979 года в Афганистан. Он был лейтенантом, заместителем командира подразделения. „Когда 29 декабря это произошло, когда мы пересекли границу, один из наших товарищей сказал мне: Послушайте, мы оккупанты”. Меня это удивило, потому что я подумал: „как же так, мы пришли, чтобы спасти их, мы пришли с благородной миссией, но... ”,- вспомнил Андрей Ковриг.
5-е дебаты „Ностальгия по советским военным вторжениям как объяснение одобрения нынешних вторжений” из цикла „Сто лет под знаком СССР и тридцать лет без СССР: Ностальгия по химерам” организованы Агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.