|
|
Анатол Цэрану | |
Опрос общественного мнения, проведенный в апреле этого года, в разгар войны России против Украины, показал, что 41% граждан Республики Молдова хотел бы восстановления Советского Союза, а 33% считают, что Владимир Путин „освобождает и денацифицирует” Украину. Еще большее количество молдавских граждан, 55%, полностью соглашаясь с путинским пропагандистским посланием считают, что русские и украинцы - один и тот же народ. Согласно тому же опросу, президенты России Владимир Путин и Белоруссии Александр Лукашенко остаются одними из самых популярных иностранных лидеров в Республике Молдова: первому доверяют 37% респондентов, а второму - 36%. В то же время 62% мало или совсем не доверяют президенту Украины Володимиру Зеленскому. Опрос проводился с 4 по 18 апреля с участием 1109 респондентов из 93 населенных пунктов. Статистическая погрешность составляет +/- 3%.
Что происходит в головах молдавских граждан?
За месяцы, прошедшие после отмеченного опроса, цифры несколько сместились в сторону более критического отношения граждан Республики Молдова к действиям России в Украине, но не до радикального изменения. Постоянно актуальным остается вопрос о том, что происходит в сознании молдавских граждан, когда сама Республика Молдова находится на первой линии угроз распространения войны за пределы Украины. Война в Украине и вызванные ею угрозы безопасности государств пока не служат поводом для молдаван изменить свое отношение к НАТО, даже если этот международный военно-политический союз является самым мощным гарантом военной безопасности для своих членов. Молдавские граждане продолжают с упорством, достойным лучшего применения, цепляться за формальный статус нейтралитета Республики Молдова, который ничего не защищает и ничего не гарантирует.
Уровень жизни поддерживается искусственно и преднамеренно
Такое положение дел со шкалой ценностей геополитических представлений молдавских граждан говорит не только о массивном влиянии российской пропаганды на молдавское информационное пространство. В действительности ситуация обстоит гораздо серьезнее и не сводится только к мерам по защите информационного пространства от вредных внешних воздействий. Фундаментальная проблема заключается в качестве информации и эффективности каналов коммуникации, которые доступны гражданам внутри и создают для них иммунитет по отношению к пропагандистским химерам прошлого и настоящего. Именно по этому разделу независимое молдавское государство с треском провалилось, продолжая сохраняться в роли потешного клона, если не сказать позорного, бывшей советской республики, ностальгирующей по распавшейся советской империи.
Существует тесная взаимозависимость между уровнем жизни населения и ностальгией по советскому образу жизни, для которого была характерна широкая социальная уравниловка даже при низком материальном уровне существования. Чем ниже уровень материальной обеспеченности определенных социальных слоев населения, тем сильнее соблазн советского прошлого и тем легче люди поддаются манипулированию. Для бедняка забота о куске хлеба становится абсолютным приоритетом, и он легко становится жертвой различных манипуляций. Гибридная война России за восстановление империи предусматривает и мощнейшую информационную войну, в арсенале которой видное место занимает обращение к практикам советского прошлого. Отсюда и объективная заинтересованность империалистической Москвы в сохранении бедности в государствах, на которые кремлевская пропаганда претендует как на неотъемлемую часть так называемой исторической России. Этим объясняются бесконечные торговые, энергетические и другие войны экономического порядка, которые путинская Россия ведет против многих бывших советских республик и, в данном случае, против Республики Молдова.
НАТО и ЕС как модель развития
В отличие от населения Молдовы к востоку от Прута, большинство румынского народа к западу от Прута выбрало в качестве модели развития страны пример НАТО и Европейского союза, за тридцать лет повысив свой экономический потенциал более чем в пять раз. А Республика Молдова, не сумевшая за эти годы независимости преодолеть разрыв со своим естественным румынским этнокультурным и историческим пространством, сохранив чрезмерную политическую, экономическую и культурную ориентацию на бывшую метрополию, обрекла себя по этому пути на застой и деградацию, которые проявляются, прежде всего, через экономическую отсталость ниже уровня порога на начало периода независимости. Сегодня население Республики Молдова не только самое бедное во всей Европе, но и совсем не имеет уверенности в том, что не станет следующей после Украины жертвой российской военной агрессии.
Принятие курса развития путем присоединения к Европейскому союзу стало для Республики Молдова выбором исторической цивилизации. Однако сам по себе этот стратегический выбор не гарантирует необратимости европейского курса развития. Молдавское общество остается глубоко внутренне разделенным по критерию идентичности и, следовательно, по выбору цивилизационной модели. Наследие советского менталитета, материализованное в данном случае через концепцию антирумынского молдовенизма, продолжает заражать единство молдавского общества, и прокладывает путь к восстановлению качества колонии перестраивающейся российской империи. Самый верный путь к окончательному выходу Республики Молдова из империи и к полному восприятию европейской модели цивилизации - это восстановление национального единства через политическое воссоздание исторического акта Объединения 1918 года и возвращение Молдовы к востоку от Прута в свое воссозданное национальное государство - Румынию.
Только в рамках совершенно демократических процедур
В современных условиях румынское национальное воссоединение не может быть осуществлено вне совершенно демократических процедур. И они предусматривают проведение конституционного референдума, на котором большинство граждан Республики Молдова проголосуют за вариант Объединения с Румынией, впоследствии подтвержденного большинством голосов парламента Кишинева. Результаты соответствующих парламентских процедур в Бухаресте не вызывают никаких сомнений в условиях подавляющего большинства положительного выбора румын к западу от Прута за Объединение. Только при соблюдении этих демократических правовых положений акт Объединения будет принят и одобрен международным сообществом.
Несмотря на все это, на данный момент конституционное большинство за Объединение в молдавском обществе еще не набралось, а признаваемое румынское национальное самосознание является прерогативой примерно 40% румын-молдаван Республики Молдова. Правда, мы наблюдаем рост числа сторонников Объединения среди национальных меньшинств. Но демократическое воссоединение с Румынией станет возможным только в условиях преобладающей румынской идентичности в молдавском обществе, чего еще предстоит достичь. Для ускорения этого процесса необходима государственная политика по формированию румынской идентичности в Республике Молдова. А это уже вызывает настоятельную необходимость участия в управлении политической силы с признанной румынской национальной идентичностью. Румыны, граждане Республики Молдова и сторонники национального идеала Объединения имеют миссию направить на предстоящие парламентские выборы депутатов в фракцию с признанной задачей по Объединению, которая будет участвовать во власти и продвигать политику румынской идентичности в молдавском обществе.
Почти половина граждан не представлена в парламенте
Тот факт, что 40% румын-молдаван - сторонников Объединения сегодня не представлены в парламенте унионистской политической программой, подрывает демократическое представительство молдавского парламентаризма. Но надо признать, что это политическое неудобство связано прежде всего не с избирателями-унионистами, а с политическими претендентами на то, чтобы представлять унионистский вариант в молдавском парламенте. Не формулируя подробной критики в адрес так называемых унионистских политических лидеров за прискорбный электоральный провал, критики, которой они вполне заслуживают, мы лишь будем настаивать на многократно доказанной молдавской электоральной практикой невозможности осуществления национального идеала Объединения только одной отдельной политической партией. Объединение не может быть осуществлено одной партией или даже несколькими политическими партиями в блоке, оно должно стать совместной политической работой всех партий унионистского толка, воплощенной на электоральном политическом уровне по Национальному списку, задуманному и составленному не по воле и политическим симпатиям лидеров партий, а политической активностью масс, выраженной Национальным конгрессом. Только в этом случае унионистский проект в Республике Молдова преодолеет состояние застоя, превратившись в спасительный политический вариант для национального и европейского будущего Молдовы к востоку от Прута.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.