„..накануне распада СССР, на первом съезде народных депутатов СССР, известный писатель Чингиз Айтматов отмечал (см. стр. 4): „Пока мы строили социализм в СССР, подлинный социализм был построен в Швеции, Финляндии, Норвегии, Голландии и др.”. То есть, настоящий социализм был построен там, где существовали сильные партии, входившие в Социалистический интернационал, разделявшие ценности Второго интернационала и отвергавшие как марксистские догмы, так и ленинскую теорию террора... ”
---
Почему не объединились пролетарии всех стран?
Ностальгирующие коммунисты Республики Молдова беспрерывно оплакивают исчезновение СССР, столетие которого они отметят 30 декабря 2022 года. Понятно, их страдания не должны оставить нас равнодушными. Напротив, нам следовало бы постоянно прилагать усилия, чтобы помочь им избавиться от изнурительных заблуждений. Неоднократно упоминалось, что если бы коммунисты-ностальгики действительно были бы еще и марксистами-ленинцами, то они не поддались бы ностальгии. Дело в том, что краеугольным камнем коммунистической религии является марксистско-ленинская диалектика, утверждающая, что .все действительное - разумно, и все разумное - действительно. Соответственно, крах коммунизма и исчезновение СССР обоснованы самой марксистско-ленинской диалектикой. При таких обстоятельствах нам ничего иного не остается, как привести аргументы, которые способствовали бы излечению от ностальгии.
Совсем недавнее проявление ностальгии по коммунистическому прошлому было посвящено 158-й годовщине основания, 28 сентября 1864 года, Первого коммунистического интернационала (Международная ассоциация рабочих). В тот день в Лондоне собралось около 2 тысяч рабочих из разных стран Европы, чтобы поддержать восстание польского народа против царского самодержавия . В рамках упомянутой акции участники предложили создание международной организации. Среди тех двух тысяч рабочих проскользнул и Карл Маркс, который якобы был „единственным человеком, который ясно понимал происходящее, и что нужно было основать; это был человек, который в 1848 году запустил призыв:
„Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”. После своего основания Первый коммунистический интернационал просуществовал лишь 12 лет и распался. Позже были созданы еще три коммунистических интернационала, которые либо распались, либо прекратили свою деятельность, породив ряд ответвлений.
Следует отметить, что упомянутые Интернационалы состояли из коммунистических лидеров и партий, которые мнили себя авангардом пролетариата в процессе установления его диктатуры. Сейчас, через примерно столетия c половиной, можно констатировать следующее: авангард пролетариата оказался неспособным к объединению своих усилий, следовательно, объединение пролетариата оказалось тем более невозможным. Соответственно, лозунг: „Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”, с самого начала был иллюзорным.
Почему не объединился авангард пролетариата?
Первому коммунистическому интернационалу удалось созвать четыре конгресса, на которых обсуждалось несколько важных вопросов, а также выдвигался ряд политических и экономических требований: ограничение продолжительности рабочего дня; запрещение детского труда; особые условия охраны женского труда; превращение частной собственности в общественную и т. д. Распад первого интернационала произошел после того, как анархисты усомнились в научном характере теории Маркса. Позже оказалось, что анархисты были правы.
Многие противники теории Маркса, по случаю 100-летия Французской революции, в 1889 г. основали Второй интернационал, но уже через три года анархисты перестали участвовать в его работе, а в 1896 г. покинули его. Первоначально Второй интернационал продвигал следующее: невозможность союза с буржуазией; недопустимость участия в управлении государством совместно с буржуазными партиями; враждебное отношение к милитаризму и войне и т. д. Позже, под давлением обстоятельств, во Втором интернационале возникло три течения - реформистское, центристское и левого толка, имевшие серьезные разногласия. Таким образом, реформаторское течение стало публично оспаривать марксистские догмы, особенно о неизбежном обнищании пролетариата, которое привело бы к неминуемой вспышке пролетарских революций во всем мире. Экономические анализы и статистические данные доказывали обратное - с развитием научно-технического прогресса и технологий доходы рабочих стали ощутимо увеличиваться. Соответственно, рабочий класс стал расслаиваться, появились белые, синие воротнички и т. д. Вопреки доводам реформистов, левое течение в составе Второго интернационала оставалось верным марксистской догме, занимаясь антиимпериалистической и антимилитаристской повесткой дня, а при вспышке империалистической войны должно было воспользоваться этим для свержения буржуазных режимов в странах, вовлеченных в соответствующую войну.
Развязывание Первой мировой войны усугубило разногласия во Втором интернационале, приведя к его распаду. Главная причина заключалась в том, что большинство членов II интернационала выступало за классовый мир и за поддержку национальных властей в войне. Соответственно, ряд политических деятелей и социалистических формирований присоединились к коалиционным правительствам в своих странах. В таких обстоятельствах лидер марксистских большевиков России Владимир Ленин приступил к созданию нового коммунистического интернационала. Сначала скептицизм по отношению к этой идее было трудно преодолеть, так как многие европейские марксисты считали маловероятной перспективу коммунистической революции в России, которую сам Ленин считал самым отсталым звеном империализма. По теории Маркса, победа коммунистических революций может произойти только в промышленно развитых государствах с крепким и хорошо образованным рабочим классом.
Однако большевистской партии Ленина удалось в 1917 году добиться своей цели - превращения империалистической войны в гражданскую войну. В результате чего в гражданской войне было убито более 10 миллионов российских граждан, в то время как в Первой мировой войне - один миллион. Несмотря на гражданскую войну, спровоцированную большевистским переворотом 7 ноября 1917 г., Ленин не забыл своей инициативы относительно Третьего коммунистического интернационала, который был создан в марте 1919 г. С этой целью представители иностранных коммунистического, социалистического и социал-демократического движений собрались в Москве для принятия участия в учредительном конгрессе. Заявленной целью Третьего коммунистического интернационала (Коминтерн) было установление диктатуры пролетариата в виде власти советов посредством классовой борьбы на мировом уровне. Эта цель была освящена на втором конгрессе Коминтерна летом 1920 года: „Гражданская война во всем мире включена в повестку дня. Ее флагом является советская власть”. Коминтерновские методы достижения поставленной цели были изобретены самим большевистским лидером, который разработал теорию насилия. Практически, это было побуждением к целой серии жестоких восстаний в ряде европейских государств, которые завершились поражением. В результате чего политика Коминтерна вызвала раскол левого движения в Европе. Более того, обвинения Сталина в адрес немецких социал-демократов помешали им, наряду с другими политическими силами левого толка, заблокировать приход к власти в Германии нацистов. В целом оказалось, что основатели Третьего интернационала были на самом деле врагами народа. Так, из среды основателей Коммунистического интернационала, делегатов его первого съезда, были арестованы и убиты как
„фашистско-троцкистские бешеные псы”: Г. Е.Зиновьев, И. С.Уншлихт, X. Раковский, Г. Эберлейн, В. В.Осинский, Г. Клингер, Ф. Платтен” и другие.
Наконец, 15 мая 1943 года III коммунистический интернационал расформировался. Сталину пришлось покончить с деятельностью Коминтерна, чтобы сделать возможной Тегеранскую конференцию 28 ноября 1943 года лидеров антигитлеровской коалиции, которым предстояло принять судьбоносные решения по разгрому нацизма и закладке основ послевоенного мироустройства. Для Сталина было принципиально важно решить вопрос открытия второго фронта в Европе британскими и американскими союзниками. Их условием было ликвидировать Коминтерн, деятельность которого подрывала союзные государства изнутри. Но вот только союзники были одурачены Сталиным. Последний формально ликвидировал Коминтерн, но вместо него создал так называемый Международный отдел большевистской партии, который продолжал подрывную деятельность.
Четвертый Коммунистический интернационал был основан в 1938 году демоном большевистской революции Львом Троцким, без которого большевистский переворот 1917 года оказался бы невозможен. Троцкий и его сторонники, многие из которых подверглись преследованиям со стороны агентов НКВД, считали, что Коминтерн находится под полным контролем сталинистов, неспособных привести международный рабочий класс к завоеванию политической власти. Соответственно, Троцкий был убит по приказу Сталина 20 августа 1940 года в Мексике агентом НКВД Рамоном Меркадером, которому через 20 лет было присвоено высшее почетное звание и высшая награда СССР - Герой Советского Союза.
Из вышесказанного надо запомнить, что лидер Третьего коммунистического интернационала приказал убить лидера Четвертого коммунистического интернационала! Этого достаточно, чтобы ответить на вопрос - почему авангард пролетариата не объединился? Однако мы должны добавить еще один аргумент - именно марксистско-ленинская теория насилия и террора закрепила невозможность единого революционного движения. Соответственно, невозможность объединения авангарда пролетариата сделала бесполезным лозунг Маркса - „Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”.
Альтернатива ленинской теории насилия
Как уже было отмечено, четыре коммунистических интернационала при определенных обстоятельствах распались, оставив многочисленные ответвления. Например, Второй реформистский интернационал возродился в 1951 году под названием Социалистического интернационала, провозгласившего отказ от следующего: марксизма как теоретической базы и единственного средства познания окружающего мира; классовой борьбы как главного инструмента политического процесса установления власти рабочего класса. Соответственно, социалистические и социал-демократические партии установили своей целью построение демократического социализма путем постепенной трансформации современного капитализма. Учредительный конгресс Социалистического интернационала руководствовался положительным опытом скандинавских социал-демократий.
Несмотря на отказ от марксистских догм, Социалистическому интернационалу потребовалось много времени, чтобы отпраздновать свое столетие в 1989 году, чтобы подчеркнуть свое происхождение от Второго интернационала. Можно понять, почему он так поступил. Дело в том, что один из основных документов II Интернационала - „Предпосылки социализма и задачи социал-демократии” - отказался еще в 1899 году от материалистической диалектики, выступая за прямую эмпирическую проверку того, что истинно, а что ложно. Такой подход признавал открытую Марксом так называемую социальную легитимность лишь в качестве гипотезы, а отнюдь не научно установленной истиной.
”Кульминацией является то, что накануне распада СССР, во время первого съезда народных депутатов СССР, известный писатель Чингиз Айтматов отмечал (см. стр. 4): „Пока мы строили социализм в СССР, подлинный социализм был построен в Швеции, Финляндии, Норвегии, Голландии и др.”. То есть, настоящий социализм был построен там, где существовали сильные партии, входившие в Социалистический интернационал, разделявшие ценности Второго интернационала и отвергшие как марксистские догмы, так и ленинскую теорию террора.
Выводы
Судя по всему, ностальгирующие коммунисты Республики Молдова считают себя наследниками и пропагандистами ценностей воинствующего большевизма. Все же трудно себе представить, что они на самом деле разделяют ценности классовой борьбы, диктатуры пролетариата или ленинской теории насилия. Это потому, что лидер молдавских коммунистов Владимир Воронин давно обуржуазился, еще когда стал генералом советской милиции, которая была коррумпирована до мозга костей. У этих ностальгиков попросту не хватает смелости признать очевидную вещь: из всех движений левого толка успешными оказались только преемники Второго интернационала. Успеха Коммунистическая партия Китая (КПК) достигла за последние 40 лет только после того, как великий Дэн Сяопин отказался по сути от марксистско-ленинских догм, принял частную собственность на средства производства, восстановил дипломатические отношения с США, успешно ассимилировал западные инвестиции и технологии и т.д.
О коммунизме русского происхождения наиболее удачно высказался известный философ Николай Бердяев в своей книге „Истоки и смысл русского коммунизма”: Русские обладают исключительной способностью усваивать западные идеи. Но... то, что на Западе было научной теорией, подлежащей критике, гипотезой или, во всяком случае, относительной, частичной истиной, не претендующей на всеобщность, превращается русской интеллигенцией в догму, в религиозное откровение.