Одним из главных барьеров в реализации проектов в области энергоэффективности и возобновляемой энергии является низкая поглощающая способность местных органов власти. Практически ни один крупный успешный проект не был реализован собственными силами местной администрации, практически все они были реализованы при поддержке внешних доноров. Другим проблемным аспектом является отсутствие квалифицированных специалистов в этой области, которые должны быть надлежащим образом вознаграждены. Мнения были высказаны в ходе дебатов, организованных Институтом европейских политик и реформ, передает IPN.
Одним из проектов, финансируемых Европейским Союзом и который поддерживает местные органы власти в области энергоэффективности и возобновляемой энергии, является Конвенция примаров - Восток. Подписавшие эту конвенцию реализуют план действий по устойчивой энергетике, в рамках которого они взяли на себя снижение потребления энергии и выбросов CO2 на 20% к 2020 году.
Национальный эксперт в рамках проекта Конвенция примаров - Восток Виктор Парликов заявил, что этот проект поддерживает местные органы власти, которые присоединились к этой расширенной Европейской инициативе в Восточном партнерстве, а населенные пункты могут воспользоваться поддержкой, в том числе финансовой.
Эксперт отметил, что одним из основных барьеров в реализации проектов является неспособность поглощать деньги местными органами власти. Ведь практически каждый успешный проект был реализован при поддержке либо внешних доноров, либо подразделений по внедрению, созданных донорами, либо неправительственными организациями. В связи с этим необходимо укрепить потенциал местного публичного управления.
„Еще один барьер - это частный сектор, который, по мнению эксперта, не знает и не имеет опыта работы с европейскими стандартами и нормативами. Очень сложно на каждом шагу в рамках проекта объяснить европейские нормы и современные требования”, - сказал Виктор Парликов.
Советник миссии Высокопоставленных советников ЕС в Республике Молдова Александру Сэндулеску отметил, что, когда речь идет о секторе энергоэффективности, меньше говорится о человеческом ресурсе. „И речь идет о специфической профессии, потому что специалист по энергоэффективности должен знать и энергетику, и строительную часть, и установки, а также должен быть хорошим экономистом. Должен знать и законодательство. Это сочетание областей, и это очень трудно найти в одном человеке, по этой причине необходимо увеличить количество постуниверситетских курсов, курсы специализации, обучение этих специалистов в области энергоэффективности”,- сказал он.
Другая проблема, по мнению Александра Сэндулеску, касается правильного вознаграждения таких специалистов: „И это потому, что, с одной стороны, является частным сектором, фирмами, которые выполняют работы по повышению энергоэффективности, а с другой стороны - государственным сектором, который разрабатывает законодательство, выбирает, финансирует проекты и проверяет реализацию показателей эффективности”. По словам советника ЕС, между этими двумя зонами существует конкуренция, и вопрос в том, могут ли работать хорошо подготовленные специалисты в области государственных учреждений, где существует ряд ограничений, касающихся заработной платы для бюджетников, но и в частном секторе.
Еще один аспект заключается в упрощении процедур утверждения, отслеживания, проверки проектов. Ведь в настоящее время речь идет о длительном сроке до финансирования проекта, который должен пройти через четыре комиссии по утверждению.
Дебаты „Развитие проектов энергоэффективности: зеленый пакт для Республики Молдова?” был организован ИЕПР при поддержке Фонда Ханнса Зайделя.