|
|
Анатол Цэрану | |
Постоянный нейтралитет, как правило, устанавливается в виде международно-правового статуса государства, взявшего на себя обязательство не участвовать в войнах и воздерживаться от действий, которые могли бы вовлечь такое государство в войну. В этом смысле постоянно нейтральные государства не участвуют в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории иностранных военных баз, исключают использование собственной территории в военных целях против другого государства. Международная практика показывает, что статус постоянного нейтралитета для страны устанавливается как международным договором, так и национальным правовым актом. Важно лишь, чтобы в последнем случае этот статус был признан другими государствами.
С международной поддержкой и без нее
В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 год) и Люксембургу (с 1867 по 1944 год). В ближайший период этот статус постоянного нейтралитета сохраняют такие государства, как Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан. Все эти государства, за исключением Мальты, обрели признание своего статуса нейтралитета посредством различных международных инструментов. Что касается Мальты, то правительство этой страны в 1981 году утвердило Декларацию о нейтралитете, отказавшись от участия в каких бы то ни было военных союзах и исключив постоянное присутствие иностранных вооруженных сил на своей территории.
Республика Молдова взяла на себя статус нейтралитета на основании положений Конституции 1994 года. Несмотря на это, со временем молдавской дипломатии так и не удалось закрепить этот статус на международном уровне. Эта осечка была предопределена исходным несоответствием базовых условий Республики Молдова статусу нейтральной страны из-за присутствия на ее территории иностранного (российского) воинского контингента, а также военизированных формирований приднестровских сепаратистов, на который не распространяется действие норм международного права. В этих условиях статус постоянного нейтралитета для Республики Молдова стал чисто декларативным, имеющим характер одностороннего обязательства, из которого не вытекают международно-политические и правовые последствия. Таким образом, статус нейтралитета не приводит к возникновению условий для устойчивого обеспечения военно-политической безопасности Республики Молдова, а скорее блокирует любую возможность повышения обороноспособности страны за счет различных действий международного военно-политического сотрудничества.
Инструмент гарантирования вассалитета
Объявленный нейтралитет Республики Молдова изначально был направлен на достижение двух важных для молодого молдавского государства целей. Во-первых, статус нейтралитета послужил защитой, гарантирующей, что Республика Молдова не будет втянута в военное измерение военно-политического блока под эгидой России (ОДКБ), что является единственным благотворным последствием статуса нейтралитета. Во-вторых, Кишинев ошибочно рассчитывал, что объявление статуса нейтралитета приведет к ускорению процесса вывода российских войск с территории страны. Это был серьезный просчет, ставший очевидным в ближайшее время, после того как Россия продемонстрировала, что де-факто не намерена поддерживать нейтралитет Республики Молдова путем вывода своих войск, в то же время требуя от Кишинева сохранения нейтралитета в отношениях с другими международными субъектами.
Таким образом, молдавский нейтралитет стал своеобразным инструментом обеспечения геополитического вассалитета Республики Молдова по отношению к Москве. Российская военная агрессия в Украине показала, что любая попытка молодых государств постсоветского пространства преодолеть геополитическую зависимость от России провоцирует московский режим на начало войны против непокорного „вассала”. При этом в арсенале действий Москвы есть как средства гибридной войны, так и прямая военная агрессия, как это было в Грузии в 2008 г. или в Украине в 2022 г.
По критерию цивилизационного выбора
Сегодня в молдавском обществе множатся настроения относительно пересмотра отношения к статусу нейтралитета как надежному средству обеспечения национальной безопасности в долгосрочной перспективе. В практическом плане эти чувства характеризуют сторонников проевропейского цивилизационного выбора Республики Молдова, устремления которых несовместимы с геополитической зависимостью от Москвы. И наоборот, сторонники ориентации Молдовы на евразийские цивилизационные ценности стремятся сохранить вассальный нейтралитет молдавского государства по отношению к бывшей метрополии. Очевидно, что только окончание войны в Украине поставит промежуточную точку в этом публичном споре внутри молдавского населения о статусе нейтралитета. Но пока в нынешнем виде нейтралитет Молдовы выживает, даже если он бессилен надежно предотвратить опасность войны, и молдаване спасаются от войны не благодаря статусу нейтралитета, а благодаря географии и героически сопротивляющемуся российской военной агрессии украинскому народу.
На современном этапе в Республике Молдова разрабатывается новая концепция национальной безопасности государства. В развернувшихся по этому поводу публичных дебатах все более подчеркнуто звучит мнение ряда экспертов, а также рядовых граждан о необходимости переосмысления места и роли принципа нейтралитета в обеспечении национальной безопасности Республики Молдова. То простое стечение обстоятельств, в которых Москва настаивает на строгом соблюдении Кишиневом статуса постоянного нейтралитета в то время как сама Россия грубо нарушает условия молдавского нейтралитета тем, что сохраняет свое незаконное военное присутствие в нашей стране, вызывает серьезную озабоченность и обоснованные подозрения в вопросе эффективности принципа нейтралитета для обеспечения национальной безопасности молдавского государства.
С ностальгией против НАТО
В то же время публичная дискуссия о необходимости соблюдения нейтралитета проходит в атмосфере реликвий советского менталитета с присущими ему геополитическими предрассудками и идеологическими штампами, которые сполна подпитывают общественную атмосферу в молдавском обществе ностальгическими чувствами по советскому прошлому. Среди них особое место занимает подозрительное и зачастую враждебное отношение большинства молдавских граждан к самому мощному и эффективному международному военно-политическому оборонному альянсу - НАТО. Отказ от рассмотрения возможности вступления Республики Молдова в оборонительный альянс НАТО серьезно подрывает перспективы изыскать наилучший вариант построения эффективной системы национальной безопасности молдавского государства. В то же время отрицание роли НАТО существенно ослабляет переговорные позиции Кишинева в политическом диалоге с Москвой, в том числе в вопросах вывода российского воинского контингента из Молдовы и приднестровского урегулирования.
Несмотря на все это, пересмотр официальных подходов Кишинева к роли нейтралитета и в отношении места фактора НАТО в перспективе развития эффективной системы национальной безопасности тесно связан с преодолением ментальных стереотипов принадлежности к бывшей советской империи. Не может существовать жизнеспособная система национальной безопасности государства, многие граждане которого разделяют ментальные ценности, подпитываемые ностальгическим духом по советскому прошлому. Иными словами, национальная безопасность Республики Молдова должна обеспечиваться не только хорошо оснащенной и прекрасно обученной армией, также жизненно важно иметь и солдата-гражданина, солдата-патриота, сознание которого не поражено предрассудками прежней советской пропаганды.
Предрасположенность к капитуляции, внушенная статусом вассалитета
Но пока именно в этом разделе молдавское общество не проявляет внутреннего единства, которое единственно способно предотвратить опасность империалистического реванша. Один из последних социологических опросов фиксирует нежелание как минимум половины граждан Республики Молдова защищать государство с оружием в руках. Не в последнюю очередь, эта предрасположенность в молдавском обществе к капитуляции вызвана статусом постоянного нейтралитета государства, которое на самом деле по своему содержанию является формой вассалитета Республики Молдова по отношению к Москве, идеально соответствует политике, вдохновленной теорией антирумынского молдавенизма в качестве создания идентичности. Сейчас, как никогда, становится ясно, что только возвращение к румынской идентичности, в том числе путем отказа от пагубной практики постоянного нейтралитета, с обеспечением национальной безопасности через членство в НАТО, является единственным спасительным путем в геополитическом контексте российского империалистического аватара. В этих условиях остается лишь увидеть, правильно ли разрабатываемая новая концепция национальной безопасности Республики Молдова определит истинные риски, а также эффективные механизмы обеспечения национальной безопасности, необходимые для продвижения политики окончательного отделения Молдовы к востоку от Прута от прошлого колониального гнета.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.