Немецкий политолог румынского происхождения Аннели Уте Габани развенчивает пропаганду Российской Федерации, которая перекладывает всю вину за украинскую войну на плечи США. Позиция выражена в интервью для „Adevărul” и у нее два неоспоримых аргумента: заявления Горбачева и тот факт, что Холодная война не была официально объявлена ни одной из сторон, поэтому не был заключен и мир, чтобы американцы давали тщетных обещаний, передает IPN.
Кремлевские пропагандисты утверждают, что война в Украине не состоялась бы, если бы Вашингтон сдержал старое обещание, а именно, что они не расширят НАТО на такие страны, как Румыния, Венгрия или Польша, но также и если бы они не использовали Украину против России. На самом деле, говорит политолог, американцы никогда не давали таких обещаний.
„Холодная война не могла быть завершена мирным соглашением, поскольку даже не начиналась с объявления войны. Соглашение, о котором идет речь и которое будоражит Россию, - это соглашение под названием «2 плюс 4», заключенное между двумя немецкими государствами, ФРГ и ГДР, с одной стороны, и Францией, Советским союзом, Великобританией и Соединенными Штатами Америки, с другой. Это соглашение, подписанное 12 сентября 1990 года в Москве и вступившее в силу 15 марта 1991 года, проложило путь к воссоединению Германии”, - объяснила Аннели Уте Габани.
Политолог утверждает, что в соглашении говорилось о прекращении ответственности за Германию четырех союзных держав во время Второй мировой войны. В ходе дебатов по пунктам соглашения одной из обсуждаемых тем был также вопрос о расширении НАТО - только на территории бывшей Германской Демократической Республики, как утверждают большинство представителей западных держав, и на территории всех государств Варшавского договора, как утверждают бывшие и нынешние советские и российских политические деятели, соответственно.
Сам Михаил Горбачев признавал, что ничего не обсуждал со своими западными коллегами по этому вопросу. В официальном заявлении, посвященном этой теме он сказал, что не настаивал на том, чтобы НАТО придерживался старых границ, а также объяснил, почему. Некоторое время спустя преемник Горбачева Борис Ельцин действительно попытался получить от США обещание, что НАТО не расшириться за границы 1989 года, но безуспешно.
Аннели Уте Габани добавила, что недавно в Президентской библиотеке Клинтона были обнаружены записи разговоров между двумя президентами, из которых выясняется, что Ельцин предложил Клинтону секретное устное соглашение о новом разделении Европы: „Он предложил Клинтону в 1997 году «джентльменское соглашение» о том, что ни одно постсоветское государство, «особенно Украина, не присоединится к НАТО. Или, по крайней мере» не в будущем десятилетии «или, по крайней мере», не в первой волне расширения”. На своей последней встрече в 1999 году Ельцин попросил Клинтона „Одно. Просто дайте Европу России”. Клинтон, конечно, не выполнил это требование”.
Позже Владимир Путин, преемник Ельцина в 2000 году, публично обвинил Запад в том, что он не выполнил свои предполагаемые гарантии не расширять НАТО на Восток. С 2014 года Путин все больше настаивал на том, что „Россия была обманута Западом“, чтобы узаконить оккупацию Крыма Россией не только в глазах своих сограждан, но и, с некоторым успехом, в глазах иностранцев.
Аннели Уте Габаньи также напоминает, что накануне нападения на Украину президент России пошел еще дальше. 17 декабря 2021 года, добавила она, министр иностранных дел России опубликовал проект договора о безопасности между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки, в котором Москва представила три основных предложения: дальнейшее предотвращение расширения НАТО, особенно в Украине; отказ альянса от размещения некоторых систем противоракетной обороны на границах России и, в конечном итоге, возвращение („откат“) военного потенциала и инфраструктуры НАТО в Европе до ситуации 1997 года, когда был подписан документ об основании НАТО-Россия.
Аннели Уте Габани была руководителем румынского отдела Исследовательского института Радио Свободная Европа в Мюнхене и считается одним из ведущих немецких политологов, но она также известна как филолог и литературный критик.