Инициатива ПКРМ о предоставлении Тараклии статуса национально-культурного района порождает в Молдове новые споры накануне очередной административно-территориальной реформы. Одновременно в соседней стране, в Одесской области, возникает проект, прокремлёвские инициаторы которого объявляют о том, что ставят своей целью „получение Бессарабией статуса национально-культурной автономии”. В интервью для радиостанции Europa Liberă политический комментатор Николае Негру заявил, что имеет место попытка дестабилизировать ситуацию в Республике Молдова и на Украине, и этот предложенный ПКРМ законопроект на самом деле задуман спецслужбами государства, которое хочет, чтобы в двух этих странах не было спокойствия, передаёт IPN.
„Я тоже попытался выяснить, что означает этот статус национально-культурного района. Я внимательно изучил проект, предложенный фракцией ПКРМ, и не нашёл в нём никаких указаний на то, в чём заключается этот статус, что изменится после того, как Тараклия станет национально-культурным районом. Что изменится в национально-культурном плане? Что дополнительно получат тамошние болгары, которые составляют 65 процентов населения района? Там ничего нет. Это строительство было начато без наличия какого-либо проекта, даже эскиза проекта, который объяснял бы нам, чего хотят представители ПКРМ, и почему этот проект поддержали представители ПСРМ и ДПМ”, подчеркнул комментатор.
Парадокс состоит в том, что, по заявлениям районных властей, они удовлетворены имеющейся у них сегодня защитой, наличием театра и государственного университета в городке с 15-тысячным населением, добавил Николае Негру. „Конечно, всё это оплачивается из бюджета. Республика Молдова гарантирует их права, так как подписала рамочную конвенцию о защите прав национальных меньшинств. Согласно законодательству Республики Молдова, они могут использовать болгарский язык в местной администрации. Нет никаких проблем. Этот район с особым статусом не может дать им больше, чем они получили до сих пор, поэтому и возникает недоумение. Цель состоит в другом. Не столько в обеспечении национально-культурных прав, сколько в гарантиях от объявленных реформ, которые связаны с административно-территориальным делением Республики Молдова”, высказал мнение политический комментатор.
По словам Николае Негру, на самом деле Тараклия не хочет оказаться включённой в какую-либо иную административно-территориальную единицу в случае проведения этой реформы. „В этом заключается странность. Потому что если мы будем следовать этому принципу и формировать административно-территориальные единицы по этническому признаку, по этническим критериям, то мы раздробим Республику Молдова. И другие обязательно пожелают иметь собственные культурные районы. У нас есть районы с достаточно большим украинским населением, например, на севере. Этот принцип нежизнеспособен”, считает политический комментатор. Николае Негру подозревает авторов проекта в желании получить определённые политические, предвыборные дивиденды. „Может быть, они что-то пообещали. Я не знаю. Или, может, они боятся возможного присоединения этого района к гагаузской автономии. Хотя я не вижу, что могло бы измениться от этого присоединения”, отметил Николае Негру.
Отвечая на вопрос о возникшем на Украине новом проекте – „Народной раде Бессарабии”, заявляющем о праве Бессарабии на самоопределение, Николае Негру назвал проголосованный в молдавском парламенте проект особенно странным в свете этой синхронности с происходящим на Украине. Политический комментатор считает, что это должно дать повод для размышлений депутатам, которые, исходя из узкопартийных соображений, содействуют проекту, исходящему, возможно, не от Тараклийского района и не от местных болгар, а совсем с другой стороны – от ФСБ или от одного государства, которое желает дестабилизации и которое, как говорят, вот-вот атакует Молдову.
Законопроект, предоставляющий районам возможность получить статус национально-культурного района, был принят в первом чтении. Либеральная фракция подвергла проект жёсткой критике, заявив, что его целью является создание в стране нового очага нестабильности.