Республика Молдова подошла к 22-му году своей независимости. Агентство IPN посвящает цикл материалах успехам и неудачам в развитие страны. Представители власти, эксперты, бывшие и действующие политики высказывают свои мнения по поводу тех шагов, которые предпринимала Молдова с 27 августа 1991 года и по сей день.
Материал nr.2 из цикла IPN „Молдова – 22. Шаги вперед и шаги назад”, приуроченный ко Дню независимости
На развитие молдавского сельского хозяйства повлиял менталитет людей, изменившийся в советское время, когда работники колхозов не носили опредеоенной ответственности и широко практиковалось воровство с полей. Реформа в сельском хозяйстве опоздала на много лет, а сельскохозяйственную технику заменили несколько труднее в Молдове, что привело к накоплению долгов и неудовлетворительной обработке сельскохозяйственных угодий.
Министр сельского хозяйства и пищевой промышленности Василе Бумаков отметил, что сельское хозяйство Молдовы за советсткий период претерпело драматические изменения. „Без знания истории невозможно понять, что происходит сегодня в сельском хозяйстве. После второй мировой войны фермеров отправили в Сибирь, у них отобрали все, стали внедрять новую систему, которая в 80-х годах полностью обанкротилась”, сказал министр.
Василе Бумаков сказал, что радикальные изменения носят болезненный характер и они нуждаются во времени. „Движение вперед в развитии сельского хозяйства произошло в результате наделения крестьянина собственностью. Однако это вызвало и очень много проблем, так как люди не были подготовлены к этому и у них не было фермерской предприимчивости. До 70-х годов еще были люди, которые умели обрабатывать землю, однако их уже не стало. Появились работники колхозов, которые в большинстве своем не несли никакой ответственности, много воровали, труд людей оплачивался плохо”, отметил руководитель отраслевого министерства.
Возвращение к нормальности
Руководитель министерства сказал, что первым шагом к возвращению к нормальности стало осознание того, что сельское хозяйство может быть эффективным только на частной основе. Не могут существовать фермеры без земли. „Выделение квот по кусочкам стало, однако, шагом назад. Люди хотели, чтобы на площади одного гектара был и маленький участок виноградника, и участок сада. Все понимали, что будет самая настоящая вакханалия, однако люди имели право требовать землю, но государство не обладало властью диктовать, как именно разделить эту самую землю”, сказал министр.
По словам Василе Бумакова, большим шагом назад стало приостановление импорта техники. „Ранее страна была механизированной, здесь проводили испытания новых технологий. Однако с 1991 года по 2000 год образовался обрыв, осуществлялись реформы, но забыли о технической составляющей. В 2000 году оказалось, что вся техника преодолела сроки эксплуатации. Это были большие потери. Мы возобновили процесс модернизации при помощи японцев и ряда американских программ и ЕС. Нам удалось заменить устаревшую технику”, сказал министр. В настоящее время сроки эксплуатации большинства сельскохозяйственной техники не превышают 8 лет, а 40% сельхозтехники – новые.
Сельхозпроизводители не могут продвигать свою продукцию
Сельскохозяйственный рынок был либерализован, границы были открыты, подчеркнул Василе Бумаков. Однако этот положительный шаг страдает от вопроса менталитета. Министр говорит, что в советское время не нужно было рекламировать продукцию, рынок впитывал буквально все молдавское без особых усилий. В соответствующем процессе модернизации сельского хозяйства исчезли способности к продвижению продукции. Работники сельского хозяйства считали, что раз у них имеется молдавская продукция, они будут сидеть в служебных кабинетах и будут ждать покупателей, которые придут и будут просить их продавать свою продукцию.
Сегодня необходимо справиться с конкуренцией, убеждать покупателя, что твоя продукция самая хорошая. „Сегодня сельхозпродукция уже не продается в ящиках, в которых вмещается по несколько десятков килограммов товара, сегодня продукция нуждается в современной упаковке, в охлаждении, хранении, в национальном бренде, необходимо принимать участие в выставках и презентациях. В нашей стране мы не можем заменить импорт, так как, даже если привозят продукцию более низкого качества, она упакована намного красивее, а люди покупают глазами”, отметил Василе Бумаков.
Министр отметил, что в Молдове появилось то поколение сельскохозяйственных производителей, которое уже оторвалось от советского вранья и уже не боится бумаги и карандаша. „У нас есть молодежь, которая училась и работала в других странах, ее представители прибыли в страну, чтобы стать владельцами. Мы рассчитываем на то, что эта молодежь вступит в сельскохозяйственный бизнес без советского менталитета и влияния. Появляются женщины, которые проявляют все большую заинтересованность в сельскохозяйственном бизнесе”, подчеркнул министр. По словам Василе Бумакова, молдавское сельское хозяйство находится теперь в полном развитии, а сельское хозяйство 1991 года было производством без будущего, которое рано или поздно должно было обанкротиться.
Четыре этапа в развитии сельского хозяйства
Председатель Национальной федерации патроната сельского хозяйства и пищевой промышленности Александру Слусарь отметил, что с его точки зрения существуют четыре этапа развития сельского хозяйства Молдовы. Первый этап составил 1991-1994 годы, когда в общих чертах была заложена основа земельного законодательства, был принят Земельный кодекс, предусматривающий распределение сельскохозяйственных угодий крестьянам. „Отрицательным моментом было то, что у представителей власти не было ясного понимания, как следует осуществить процесс распределения. Отсутствовал системный подход, в результате часть людей хотела оставаться в колхозах, другая часть стала захватывать земли. Немало политических деятелей прибыло в деревни и говорили людям брать земли, сколько хотят, не говоря им, как это следует осуществить. До 1994 года были разрушены все хозяйства, люди взяли хаотичным образом землю, земля была разрезана на маленькие клочки и распределена в разных местах, а вся материальная база была уничтожена”, отметил Александру Слусарь.
Хаотический период сменился на другой, фальшивой стабильности, который продлился до 1999 года. „К власти пришли аграрии, у которых было хорошее намерение остановить разруху и хаос. Положение дел несколько стабилизировалось, однако власти не предложили никакого системного подхода, что предпринимать дальше. В условиях, когда Молдова перешла уже к рыночной экономике в остальных отраслях, сельское хозяйство оставалось нереформированным, процесс разрушения материальной базы продолжился”, сказал Александру Слусарь.
За этот период накопились огромные задолженности. В 1998-1999 годах практически каждое сохраненное коллективное хозяйство имело очень большие долги, а земли оставались необработанными. „Реформа в сельском хозяйстве опоздала на 7-8 лет. В 1999 году стало ясно, что без реформы ничего не сможет развиваться. Если бы реформу осуществили в 1991 году, теперь положение дел в сельском хозяйстве было бы лучше. В 1998-2000 годах была проведена аграрная реформа, в массовом порядке перешли к частному сельскому хозяйству”, подчеркнул председатель Национальной федерации патроната сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Ошибки и успехи
Александру Слусарь отметил, что в ходе реализации Программы „Pământ” („Земля”) были допущены две ошибки – она была задействована слишком поздно и не был решен вопрос об имуществе бывших коллективных хозяйств. „И теперь у нас возникают вопросы с земельными квотами. В остальном, крестьяне получили землю, была создана кадастровая база. В этом отношении мы преуспели куда больше, нежели другие бывшие советские государства. Каждый крестьянин обладает земельными угодьями, которые он может продавать, если он этого пожелает, в то время, как в промышленности дела обстоят посложнее - люди получили бонусы, однако они не знают, где находятся их акции, ряд предприятий обанкротился. Не была доведена до конца работа, связанная с имуществом бывших коллективных хозяйств”, подчеркнул лидер патронатов в сельском хозяйстве.
После 2002 года наступил другой этап – период развития частного сельского хозяйства. Александру Слусарь отметил, что теперь самым серьезным вопросом является отсутствие должного отношения властей к сельскохозяйственным производителям, а на сельскохозяйственную отрасль выделяется чуть более 2% от государственного бюджета. „В условиях, когда Правительство рассчитывает в основном на импорт сельскохозяйственной продукции, это может привести к исчезновению многих сельскохозяйственных отраслей. 97% сельскохозяйственных угодий находятся в частной собственности, существуют традиционные отрасли, есть деловые люди, однако отсутствует должное внимание к данному сектору. У нас самые низкие субсидии со стороны ЕС. Данное положение дел не создает хороших перспектив для развития сельского хозяйства”, сказал Александру Слусарь.
В предстоящий период может исчезнуть такая отрасль, как животноводство, так как оно не конкурентоспособно при нынешних таможенных пошлинах. Тот же риск, говорит лидер сельскохозяйственных патронатов, существует и для производителей фруктов и овощей, так как уже замечено, что отечественные яблоки уже не могут соперничать с польскими плодами. Следует изменить также и менталитет. По словам Александру Слусарь, 20% сельскохозяйственных производителей занимаются сельским хозяйством ради выживания и они должны исчезнуть. Если государство не осознает значимость сельскохозяйственного сектора, в предстоящие 5-7 лет судьба последнего станет печальной.
Maрианна Галбен, IPN
август, 2013 г.