На политический путь Молдовы наложили свой отпечаток комплексы тоталитарного периода. Цикл IPN

По случаю 25-летия независимости страны, Агентство IPN проводит „собственное расследование”, с целью составления картины того, что представляет собой сегодня Республика Молдова. Для этого мы обратились ко многим и самым разным людям: государственным деятелям, политикам, деятелям искусства, предпринимателям, гражданским активистам, а также к тем, у кого нет званий и должностей, но кому есть что почувствовать и сказать. Общая картина носит название „Мысли по поводу и ради Молдовы”.
---

Директор Кишиневского Института румынской культуры имени Михая Эминеску Валериу Матей:
„Если бы существовала последовательность во внутренней и внешней политике, Республика Молдова была бы государством, интегрированным в Европейский союз и в североатлантические структуры безопасности, что обеспечило бы ей уверенное будущее”.

Господин Матей, как выглядит Республика Молдова к 25-летию своей независимости?

К сожалению, в республике еще очень много нерешенных серьезных проблем. Говорю „к сожалению”, так как, если бы существовала последовательность во внутренней и внешней политике, Республика Молдова была бы государством, интегрированным в Европейский союз и в североатлантические структуры безопасности, что обеспечило бы ей уверенное будущее. Теперь бы она была рядом с прибалтийскими странами и другими государствами-членами Евросоюза.

Однако политический путь Республики Молдова был очень извилистым на протяжении этой четверти века, с робкими шагами в сторону свободы и драматическими возвращениями к тоталитарному прошлому, со спекуляцией множества комплексов и кривды, унаследованными от коммунистического прошлого, ставшими идеологическими доминантами на достаточно продолжительный отрезок времени. За эти 25 лет не была создана функциональная экономика, правовое государство не консолидировало свои структуры, не было переделано национальное и гражданское сознание, гражданское общество очень слабо развито, уровень дезинформации населения достаточно высок. Все это и сделало возможным манипулирование населением с тем, чтобы оно проголосовало за такие политические формирования, которые выступали больше за советское прошлое, чем за европейское будущее. Республика Молдова постоянно находится на перепутье истории, а неопределенность ведет только к неуверенности и нестабильности.

Вы отметили, что у нас очень много нерешенных вопросов. Каким образом мы должны действовать для того, чтобы решить их?

В первую очередь, необходима политическая воля в продвижении европейской доминанты. А этого нельзя сделать, без соблюдения правды в вопросах идентичности. Население, которое не знает свои корни, каково наименование своего родного языка, откуда оно идет, какие исторические, культурные и духовные ценности унаследовало, не будет знать и куда ему идти. Без преобразования и консолидации гражданского и национального самосознания, без консолидации гражданского общества, информатизации всех структур общества и его правильного информирования, будущее может быть только мрачным. Независимость средств массовой информации является в этом смысле фактором первой значимости. Действительно свободная пресса располагает, в первую очередь, экономической независимостью. В ее отсутствии, пресса зависит от самых различных магнатов, от самых разных лиц, заинтересованных  в продвижении лишь собственных интересов, зачастую чуждых и даже враждебных основополагающим общественным интересам. Если экономика определенного государства функциональна и эффективна, средства массовой информации могут существовать за счет рекламы и тогда они могут выработать действительно независимую издательскую политику, выступает за правду и соблюдает деонтологический Кодекс. В противном случае, зависимые средства массовой информации предлагает населению тенденциозную информацию, в зависимости от интересов тех или иных группировок, более или менее политических.

Следует консолидировать экономическую систему путем привлечения инвестиций. На этапе, предшествующем вступлению в Евросоюз, жизненно важной проблемой станет впитывание европейских фондов. Достаточно ли профессионалов на всех административных уровнях, в экономических структурах и в гражданском обществе, способных разработать и реализовать серьезные проекты? Когда у нас будет развитая перерабатывающая промышленность, которая бы соответствовала потенциалу сельского хозяйства, для того, чтобы поставлять на рынок лишь конечную продукцию высокого качества? То, что вызвало сильное отставание сельского хозяйства, это было извращение аграрной реформы посредством принятия случайного закона, который привел к потере производственных мощностей. На данном этапе субсидии для сельского хозяйства жизненно необходимы. Постепенно, появляются более крупные экономические единицы, способные конкурировать на рынке, на котором можно заявить о себе только высококачественными товарами.

Принятие новой Конституции Республики Молдова, которая бы соответствовала требованиям европейской интеграции, соблюдала бы историческую и языковую правду, определила бы четкие критерии разделения государственных властей и ясные способы их взаимодействия, эффективную административную структуру -  думаю, что именно таким образом можно будет решать многие их тех проблем, с которыми сталкивается сегодня Республика Молдова.

Республика Молдова отправилась практически из той же точки, что и прибалтийские государства. Как им это удалось и почему мы не достигли того же уровня?

  Да, мы отправились с той же точки,  мы даже находились в конце 80-х – начале 90-х годов в авангарде процесса отказа от советского ига и тоталитарного режима. Мы были первыми, которые признали 30 мая 1990 года независимость первой прибалтийской страны, которая отделилась от советской империи – Литвы. Мы это сделали еще до Латвии и Эстонии. В отличие от нас, литовцы, эстонцы и латвийцы обладали всегда хорошо консолидированным национальным и гражданским самосознанием, они знали, как объединить свои усилия и следовать цели, которую они поставили перед собой – интеграцию в ЕС и в североатлантические структуры. Они прошли через экономические блокады Советского Союза, которые затем переняла Россия, фактическая наследница СССР, у них были и карточки на продовольственные товары, военные провокации с десятками жертв, более драматические ситуации, чем в Республике Молдова, но они не отошли от избранного пути.

Здесь, в результате военной агрессии против Республики Молдова, начатой в начале марта месяца 1992 года вооруженными силами бывшей советской империи, перешедшими в подчинение России, последовавшей затем экономической блокады, весной 1994 года произошел политический откат, когда к власти пришли силы, враждебные национальным интересам и независимости от бывшей советской империи. Последовали искаженные реформы (я уже коснулся реформы в сельском хозяйстве), изображение реформирования юстиции, принятие Конституции эклектического и расплывчатого содержания с включением фальшивок относительно нашей идентичности сталинского происхождения, которые отбросили общество в сеть длительных противоречий и конфликтов, затягивания применения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом и его странами-членами.

Фактически, принятая в июле 1994 года Конституция отразила группы и лица, занимавшие тогда ключевые позиции в государстве, она стала законодательным оправданием контрнаступления антидемократических и антинациональных сил. Вот почему мы отстали от прибалтийских стран, которые приняли очень четкие законы, последовательную конституционную систему, в основу которой был положен опыт государств с передовой демократией. Конституция Республики Молдова похожа сегодня на  „кафтан Арвинте” из которого постоянно вырезали от подола, дабы добавлять к рукавам, резали от рукавов и подшивали к воротнику, и теперь она настолько неопределенна и неясна, что опять необходимы изменения и добавления и т. д. Я уже отметил, что было бы лучше  разработать новую Конституцию, которая бы соответствовала требованиям интеграции в Европейский союз. Демократическое общество опирается на проверенный временем опыт других стран, а функциональные модели существуют.

 Как бы вы хотели, чтобы была Республика Молдова через несколько лет?

 Я бы хотел, чтобы она была процветающим пространством с экономической точки зрения, со свойственными странам ЕС жизненными стандартами, с консолидированным обществом, с хорошо структурированной Конституцией, без необходимости ее постоянного изменения, с развитым гражданским обществом, с действительно независимыми средствами массовой информации и со свободными и достойными гражданами. Я бы пожелал, чтобы это было государство, в котором демократические реформы были доведены до конца. Пространство, в котором не проводились более случайные опыты. Говорят, кое-кто, когда оказывается у власти и не знает, чем заниматься, начинает проводить реформы и там, где в этом нет никакой необходимости. То, что хорошо действует в обществе, не надо реформировать. Например, действовала хорошо система публичного управления при уездах, она начала давать результаты, но пришли коммунисты к власти и возродили советскую систему. Теперь опять говорят об объединении районов и возвращении к уездам, так как нынешняя система дорогостоящая и неэффективна. Об этом было известно еще в середине 90-х годов прошлого века. Будет ли кто-то нести когда-нибудь ответственность за проведение таких реформ?

Каким вы видите будущее страны? Мы еще может говорить о суверенном государстве?

К сожалению, определенные на день провозглашения независимости основополагающие задачи не были выполнены. Последовало 25 лет подъемов и спусков, контрпродуктивных политических событий. Республика Молдова постоянно ностальгически заглядывала через плечо, даже не зная, чего она ищет там… как это произошло с Орфеем, который потерял, таким образом, Эвридику. Мало, кто смотрит вперед, и действительно следит за соблюдением основополагающих национальных интересов. Национальное единство есть и всегда будет первой из этих задач.

Поживем и увидим, что еще будет. Население, которое было вырвано от своего народа, от своей нации, когда осознает себя, выбирает естественное решение возрождения национального единства. „Viitorul şi trecutul/ Sunt a filei două feţe/ Vede-n capăt începutul/ Cine ştie să le-nveţe”, говорил наш национальный поэт Михай Эминеску в своем стихотворении „Glosă” („Глосса”).
---

Валериу Матей – писатель, историк, политический деятель, депутат Парламента Республики Молдова в 1990 и 2001 годах, почетный член Румынской академии наук с 2011 года.

Марьяна Галбен, IPN

Материалы из Цикла: „Мысли по поводу и ради Молдовы” передаются, начиная с 18 июля. Среди героев фигурируют: Думитру Алайба, Юрие ЧоканАнна-Мария ЦуляИон МанолеОльга ГагаузСтелла Чобану, Юрие Лянкэ, Виктор ПарликовДору Курошу,Игорь Мериакре, Валерия Шейкан, Чиприан Раецки, Андрей НэстасеГеннадие Гылкэ, Аркадие Барбэрошие, Николае Ботгрос, Игорь Додон, Еуджен Дога, Геннадие Гылкэ, Юлия Ябанжи, Петру Маковей, Андрей Нэстасе, Марианна Ончану Хадыркэ,  Майя Санду и др.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.