В Республике Молдова наблюдается кризисная ситуация в энергетике, особенно в плане поставок природного газа, это констатируют и признают все. При этом, с одной стороны, ситуацию характеризуют тревожными показателями и ещё более тревожными эпитетами: „беспрецедентные подорожания/цены”, „значительное сокращение объёмов поставляемого газа”, „призыв ко всем экономить потребляемый газ”, „энергетический шантаж”, „чрезвычайное положение” и т. д. С другой же стороны, власти демонстрируют оптимистичную позицию, согласно которой имеются возможности подписать новый контракт с „Газпромом” „на хороших для Молдовы условиях”. Какая из этих двух позиций отражает реальное положение дел, в какой мере правы оппоненты руководства страны, и на чём основан оптимизм властей – такие темы обсудили эксперты в ходе публичных дебатов, организованных Информационным агентством IPN.
Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан отметил, что нынешний кризис в энергетике возник в связи с истечением контракта на поставку газа, действовавшего между „Moldovagaz” и российской компанией „Газпром”. Ещё одна составляющая кризиса в энергетике связана с огромными рыночными ценами на газ, из-за которых власти сейчас вынуждены согласовывать новый контракт, пытаясь добиться максимально хорошей цены. В этом контексте на прошлой неделе Комиссия по чрезвычайным ситуациям ввела в чрезвычайное положение в энергетическом секторе. В то же время представители власти обратились к „Газпрому” с просьбой о продлении контракта на поставку газа на прошлогодних условиях, отметив, что Республика Молдова не в состоянии платить по неоправданной и нереалистичной цене.
По мнению Боцана, оптимизм молдавских властей основывается на правовых нормах о снабжении страны природным газом, а также на Энергетической стратегии правительства на 2013–2030 годы и на Положении о чрезвычайных ситуациях на рынке природного газа. И хотя ситуация складывается критическая, правительство опирается на эту правовую базу, которая предусматривает обеспечение свободного доступа к рынку природного газа, надлежащего баланса между спросом и предложением и т. д.
Законодательством предусмотрен ряд принципов, таких как принципы прозрачности и недискриминации, которые следует соблюдать при закупке газа. Кроме того, применяемые цены и тарифы должны являться предметом обсуждения, они должны основываться на спросе и предложении, существующих на рынке газа, и исходить из регулируемых цен и тарифов.
Вице-председатель Партии перемен, эксперт в области энергетической безопасности Серджиу Тофилат отметил, что Республика Молдова существует не в отрыве от соседних стран, по этой причине ситуацию следует рассматривать в региональном контексте. Ведь в этом году цена на газ значительно выросла, в несколько раз, а рост цен начался ещё в ноябре – декабре прошлого года, когда стартовала массовая вакцинация от COVID-19. В результате начали „вновь открываться” экономики стран мира, что повлекло за собой увеличение спроса на сырьё. По его словам, активизация экономик породила повышенный спрос, и этот фактор обусловил рост цен. „Второй важный фактор заключается в том, что биржевые спекулянты, конечно же, заинтересованы в том, чтобы увеличить свою прибыль и воспользоваться этой ситуацией. Они фактически скупили сырьё по низким ценам, чтобы перепродать его через три месяца – шесть месяцев – год по значительно более высокой цене. Таким образом, вторым фактором, способствующим росту цен, являются спекулятивные сделки на бирже”, - пояснил Тофилат.
По словам эксперта, если говорить конкретно об энергетических ресурсах, то здесь имеется ряд специфических факторов, в первую очередь речь идёт о переходе развитых стран от ископаемого топлива к возобновляемым ресурсам с целью сокращения выбросов CO2. „А ископаемым топливом с наименьшими вредными выбросами является природный газ, поэтому многие временно перешли с угля и мазута на газ. Это привело к увеличению спроса на газ. Более того, прошлые зима и весна были холодными, и запасы в подземных газовых хранилищах сильно сократились. Кроме того, в этом году ветровые потоки оказались слабее ожидаемых, в результате чего ветровые электростанции Европы выработали меньше электроэнергии”, - рассказал Серджиу Тофилат.
По его мнению, этими обстоятельствами очень хотят воспользоваться те, кто контролирует российскую компанию „Газпром”, а именно – кремлёвская администрация. Она пытается вынудить Европейский Союз сертифицировать газопровод „Северный поток-2” и добиться для него исключения из ограничений, налагаемых Третьим энергетическим пакетом. Эти ограничения предусматривают, что один поставщик вправе использовать не более 50% пропускной способности газопровода. Конечной целью российского руководства является наказать Украину.
Политический аналитик Влад Цуркану заявил о наличии политических причин, из-за которых кризис не прекращается. Так, сегодня все потребители российского газа столкнулись с блокировкой отношений, хорошо ли, плохо ли существовавших на протяжении последних десятилетий. „И, особенно с учётом недавнего выступления президента России Владимира Путина, европейским странам, зависимым от российского газа, нужно выработать особую дополнительную тактику, чтобы успешно пережить предстоящую зиму. И в их числе речь идёт и о Республике Молдова”, - сказал он.
„Фактически даже независимые российские эксперты говорят, что „Газпром” не оперирует торговыми элементами, что эта компания-монополист используется Российской Федерацией для достижения политических целей, выходящих за рамки торговых аспектов. „Газпром” фактически отказывается от прибыли, которую он мог бы получить в ближайшие месяцы, чтобы пополнить список „тузов”, имеющихся у Российской Федерации в рамках отношений с европейскими государствами. Каких выгод ожидает Российская Федерация? Например, она ждёт того, что немецкий регулятор или законодательство ЕС уступят настойчивости Российской Федерации и согласятся сделать исключение из правил, предусматривающих, что один поставщик газа может использовать лишь до 50 процентов пропускной способности того или иного газопровода”, - отмечает аналитик.
По его словам, ещё одна задача России нацелена на все запущенные в ЕС процессы по развитию возобновляемой энергетики. Ведь сейчас для того, чтобы Европа могла получать газ, она должна достигнуть соглашения с Российской Федерацией по долгосрочным контрактам, что означало бы прекращение или отсрочку вышеупомянутых процессов на неопределённый срок. „Россия играет жёстко, потому что в результате этих уступок она выиграет больше, чем выиграл бы „Газпром” в финансовом плане, если сравнивать с политическим выигрышем президента России. Что касается Республики Молдова, то на информационном рынке очень многое преувеличивают, людей искусственно доводят до истерики”. Однако, по словам Цуркану, ситуация имеет и свои преимущества, связанные с газопроводом из Румынии, который был сдан в эксплуатацию. Соответственно, молдавские власти имеют возможность вести переговоры и с западными партнёрами, и даже если их цены не назовёшь низкими, без газа Молдова не останется.
Публичные дебаты на тему „На чём основан оптимизм властей по поводу энергетического кризиса?” были организованы Информационным агентством IPN в рамках проекта „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”, реализуемого при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.