Интервью IPN с директором IT-компании Ritlabs Максимом Масютиным
Мысль об интервью с Максимом Масютиным вновь посетила меня в те минуты, когда слушал его рассказ о компании Ritlabs на международной конференции "Moldova ICT Summit", проходившей недавно в Кишиневе. Но впервые эта мысль появилась несколько лет назад, когда услышал от иностранца очень специфическое определение для Молдовы: «Когда приходится обьяснять, что это за страна Республика Молдова, то я говорю - это страна, которая создала The Bat!». И еще: «Если в этой стране создают The Bat!-ы, на что же вы жалуетесь? Не жаловаться, а работать надо, а вы это умеете». Поэтому, я очень надеюсь, что сегодняшний разговор не только раскроет секреты, как создавалась главная компьютерная программа или IT-компания, но и поможет нам «вычислить» кое-что из правил, по которым необходимо создавать собственную страну и собственное общество. Чтобы не приходилось жаловаться...
---
- Уважаемый господин директор, как родилась идея собраться и написать такую мощную программу?
- Людей в нашей фирме, Ritlabs, объединило в 1998 году то, что все мы любили общаться по электронной почте и участвовать в электронных конференциях, еще задолго до того, как Интернет стал широко доступен в Молдове. Мы были членами некоммерческой организации Fidonet. Она объединяла людей, которые еще до появления интернета, используя специальные технологии, на обычных компьютерах с помощью модемов и телефонных линий, оплачивая минуты телефонной связи, передавали текстовые сообщения между собой по всему миру.
А причина появления на свет всех наших программ довольно тривиальна. Нас не устраивала ни одна из существовавших тогда программ. Так и появились все наши программы: Dos Navigator, Argus, The Bat!, Batpost, The Bat! Voyager.
Когда в Молдове появились первые выделенные линии подключения к интернету, не существовало ни одной программы, которая могла бы использовать интернет в дополнение к обычным телефонным модемам для передачи почты между членами сети Fidonet. Не было такой программы, которая бы могла автоматически, используя одновременно как интернет-соединения, так и несколько телефонных модемов, передавать файлы на большие расстояния. Мы не могли мириться с таким положением дел и написали программу Argus. Она сразу пришлась по вкусу коммерческим банкам, которые использовали её для автоматического обмена файлами со своими филиалами. Достаточно было поместить файлы в папки, соответствующие филиалам, и дальше программа всё делала сама. Работник банка мог спасть спокойно, зная, что файлы сами попадут в филиалы целыми и невредимыми. Таким образом, банки, взяв на вооружение нашу программу Argus, высоко оценили наш опыт надежной и безопасной передачи файлов, который мы почерпнули в технологиях, применявшихся в сети Fidonet.
- На тот момент были же какие-то почтовые программы, чем они вас не устраивали?
- До 1998 года, пока мы не написали программу The Bat!, отсутствовала возможность действительно эффективной работы с электронной почтой в интернете. У тогдашних программ для переписки по интернету не было шаблонов, автопросмотра, подсветки цитируемого текста и множества других маленьких, но удобных возможностей, которые были у почтовых редакторов Fidonet. У нас создалось впечатление, что если редакторы писем для Fidonet программисты создали для себя, для удобного общения, то существующие почтовые программы для интернета были созданы как бы «для дяди», «для галочки». Как будто авторы программ для переписки в интернете сами не пользовались своими творениями, не общались по электронной почте, а связывались с другими людьми только бумажной почтой или по телефону.
Так, например, Outlook Express хоть и позволял забирать почту с нескольких аккаунтов сразу, но для того, чтобы в нем мог работать не только один человек, необходимо было заводить в Windows несколько пользователей и перегружать операционную систему каждый раз, когда кто-то захочет почитать свою почту. В Netscape Messenger можно было завести несколько профилей, однако для включения другого человека нужно было перегружать программу, закрывая все ее окна. К тому же, Messenger не мог правильно показывать письма, в которых была неверно указана кодировка русского текста. В этом случае он почему-то считал, что письмо написано в KOI-8, и даже смена кодировки не могла его переубедить. Pegasus Mail тоже не был силен по части русского языка, более того, принимал русскую букву "я" за какой-то служебный символ и обрывал на ней печать писем на принтере. Да и безопасность этих программ оставляла желать лучшего.
- Судя по сегодняшним реалиям, роль безопасности общения по интернету уже тогда была актуальна?
- Секретная передача информации актуальна во все времена. Именно потому, при создании всех наших программ мы уделяли большое значение проблеме безопасной передачи данных. Наши программы удовлетворяли требования банков, государственных структур, крупных предприятий. Так как многие руководители отделов информатизации этих учреждений также были членами сети Fidonet и знали о том, что надежной передаче данных мы придаем большое значение, они сразу же выбрали наши программы для своих организаций. Наши программы были не только наиболее удобными, но и наиболее безопасными.
- Как вы искали источники финансирования?
- Внешнего финансирования в 1998 году у нас не было, но зато была уверенность, что если сделать лучшую программу в своем сегменте, то у твоей программы сразу же появятся пользователи. А это означает, что и доходы не заставят себя долго ждать. Главное – трудолюбие и настойчивость.
Первый год продажи росли медленно. Львиная доля заработанных денег уходила на оплату аренды, подключения к интернету, но нас спасло то, что нас знали пользователи сети Fidonet, которые были уверены, что наши программы – лучшие в своем роде. Эти пользователи и были первыми покупателями наши продуктов. Они выбирали нас для того, чтобы не мучиться существующими программами. Со своими первыми пользователями мы общались напрямую, знали всех поимённо. Это очень важно: поддерживать контакт с пользователем напрямую, без посредников, быстро и эффективно получать обратную связь, мнение о твоей программе.
- Но для поддержки основного проекта нужны были деньги. Или вы зарабатывали мелкими заказами?
- Мы не пытались заниматься созданием систем бухгалтерского учета, баз данных, созданием специализированных программ на заказ и т. д. Эти направления тогда были в моде, за них много платили. Мы знали, что путь, по которому мы пошли, будет долгим. Главное идти вперед. Каким-то образом мы это знали, несмотря на то, что многие наши друзья считали тогда, что производство программ – это не бизнес. Практически никто не понимал и не принимал наших идей. Все, чем мы занимались, в то время выглядело как экзотика. Понятие электронная почта для большинства людей в 1998 году было достаточно туманным.
Также на себе мы испробовали некоторые програмные новшества позволивших лучше организовать процесс производства. Например, мы в числе первых стали владельцами банковских карт в Молдове. Нам нравятся технологии, по которым работают банковские карточки, и мы стали пионерами e-commerce в Молдове. С сентября 2000 года мы стали принимать платежи по кредитным картам напрямую от наших покупателей посредством молдавского банка, до этого мы принимали такие платежи через дилеров за рубежом. Мы приняли около десяти тысяч платежей за наши программы напрямую, после чего решили сосредоточиться исключительно на написании программ, а обязанности по приему платежей с карточек полностью возложили на дилеров.
- Получается полностью прозрачная бухгалтерия?
- Именно. Есть еще один аргумент в пользу безналичного денежного оборота и банковских карт – это начисление зарплаты непосредственно на счет работника и никаких касс и книг учета. Мы даем людям большую зарплату, для нас нет смысла работать в тени. Все наши деньги проходят через банк. Мы не имеем дело с наличными, и организовывать какие-то сложные схемы нам не интересно. Бизнес должен быть простым и понятным. В нашей стране, выплачивая все налоги, можно получать хорошую зарплату и при этом спать спокойно, и знать, что на твоей стороне закон и вся сила государства. И как результат, в 2013 году по результатам отбора, организованного Главной государственной налоговой инспекцией, наша фирма удостоена звания «Сознательный налогоплательщик». Почти 700 тысяч экономических агентов, зарегистрированных в республике, приняли участие в жестком отборе. Фирма «Ritlabs» S.R.L. попала в тридцатку лучших предприятий, причем не только в сфере IT, а из всех 700 тысяч фирм. Награды удостоились только тридцать фирм, которые обеспечивают высокий уровень прозрачности бухгалтерского учета и хозяйственной деятельности. Они дают значительную часть налоговых поступлений в бюджет и представляют большой интерес для государства как сознательные налогоплательщики.
- Если у вас в Молдове конкуренты?
- В Молдове не так много фирм, которые создают компьютерные программы полностью от начала до конца и продают их под своим именем во всем мире. Есть много фирм, которые занимаются организацией труда людей по выполнению заказов. А бренд в сфере IT, известный за рубежом, есть только у нас. Наша компания является лидером в Молдове по числу зарубежных покупателей. Каждый год мы продаем наши продукты, в среднем, в сто стран мира. Благодаря этому, в 2003 году фирма удостоилась звания «Экспортер года», учрежденного государственной организацией по продвижению молдавского экспорта (MEPO).
- Любая хорошая программа обязательно попадает в руки пиратов. Насколько серьезно затрагивает ваши продукты эта проблема?
- К сожалению, пиратство - это основная проблема, с который мы сталкиваемся, с момента основания фирмы и по сей день. То есть хищение продуктов интеллектуальной деятельности, нематериальных активов. Пиратство процветает во всем мире. В тех государствах, где борются с пиратством, уровень продажи наших программ возрастает. С пиратством нужно бороться, особенно в сфере производства программных продуктов. Программа – это продукт, который быстро устаревает. Самый большой срок жизни программы – это два года, дальше программа требует усовершенствования. Деньги, которые мы недополучили за этот короткий период, для нас потеряны навсегда, и не только для нас. Государство, пенсионный фонд и т.д., все это звенья одной цепи. Большое число людей во всем мире пользуются нашей программой The Bat! нелегально, а это большие деньги, недополученные в бюджет страны. Хочу вернуться к проблемам безопасности информации, о которых я говорил ранее. С самого начала создания программ Argus и The Bat! мы обнаружили, что особое внимание проблемам безопасности удаляли пользователи из Германии и России. Пользователи из этих стран чаще всего обращались с вопросами по безопасности. И обращались они не только тогда в 1998 году, но и сейчас, в 2014-м. Это не могло не сказаться и на статистике наших продаж. Большая доля покупателей наших программ приходится именно на эти страны.
- Если легальные пользователи ваших программ находятся в основном за рубежом, как вы их находите?
- Как правило, не мы их находим, а они нас и в этом помогает наше отношение к созданию продуктов. Когда разработчик пишет программу не для себя, а на заказ, не всегда бывает легко удовлетворить потребности заказчика. Нередко случается, что либо заказчик, либо исполнитель (либо оба) остаются недовольны результатами сотрудничества. Поэтому самым правильным, на мой взгляд, является написание программ для себя, в свое удовольствие, и публикация своих программ таким образом, чтобы если и другим людям понравится твое творение, они смогут заплатить за него. Тогда в итоге останутся довольными и автор, и пользователь.
Также важно уметь отделять главные особенности продукта от второстепенных. Например, в программе Аргус (что означает «всевидящий неусыпный страж») главной целью программы является надежная передача файлов без вмешательства пользователей. А главной целью программы The Bat! – безопасная и эффективная работа с большими объемами корреспонденции. Поэтому написание писем в формате html мы внедрили только во второй версии The Bat!. Мы считали, что при больших объемах почты написание писем с использованием форматирования html только замедлит работу пользователя. Следует заметить, что хотя пользователи почтового клиента и получают сложно оформленные письма, большинству из них для редактирования нужны только основные возможности, такие как «подчеркнуть слово» или «вставить картинку». Поэтому мы не стали делать из The Bat! редактор веб-страниц.
Между прочим, создание как просмотрщика, так и редактора HTML — вещь довольно трудоемкая. Так как наше кредо — безопасность превыше всего, мы не стали использовать системные компоненты HTML от Microsoft, входящие в комплект поставки ОС Windows, которые в то время были основной мишенью вредоносных программ. Мы разработали свои собственные компоненты для работы HTML, чтобы программа не стала жертвой вирусов, направленных на компоненты Windows, и пользователи высоко оценили это преимущество программы The Bat!
- Почему, все-таки, The Bat!?
- Наши пользователи часто спрашивают, почему из всего многообразия животного мира мы выбрали именно летучую мышь в качестве символа и названия нашего продукта. Ответ прост: летучие мыши – единственные млекопитающие, умеющие летать, а большинство видов летучих мышей также обладает эхолокацией и сложной системой акустической ориентации, позволяющей с виртуозной точностью передвигаться и находить пищу, а также общаться друг с другом в темноте, не видя друг друга. Электронная почта – это вид общения, при котором партнер не виден, а наша почтовая программа дает пользователям ощущение не просто парения, а настоящего полета. Мы желаем и вам, чтобы ваш бизнес так же легко и по-настоящему взлетел вверх, с виртуозной точностью огибая преграды и преодолевая трудности на пути к успеху.
Валериу Василикэ, IPN