Денежные переводы из-за границы утратили свое экономическое влияние, достигнув самого низкого уровня за последние 25 лет. Несмотря на это, в 2023 году валютный рынок находился под сильным влиянием большого количества иностранной валюты, в том числе вклада граждан Украины, сделавших крупные продажи иностранной валюты. Выводы озвучил эксперт в области экономики из Института развития и социальных инициатив „Viitorul” Вячеслав Ионицэ. По его словам, в 2024 году существует небольшая вероятность того, что валютный рынок не будет так долго испытывать давление со стороны укрепления лея и, по его мнению, лей нуждается в девальвации, передает IPN.
„В 2023 году у нас были крупнейшие продажи валюты в истории Молдовы, это самая большая чистая продажа иностранной валюты за последние 10 лет, на фоне снижения денежных переводов. Таким образом, денежные переводы сократились, а чистая продажа иностранной валюты выросла. Единственное логичное объяснение этому в том, что помимо денежных переводов наших граждан, помимо сбережений, которые они имеют дома, существует еще и третий неизвестный нам фактор. Я предполагаю, что это - граждане Украины”, - пояснил экономист.
По его словам, в этом году есть небольшая вероятность того, что валютный рынок не будет так долго испытывать давление со стороны укрепления лея, и Национальному банку Молдовы больше не придется принимать решения об интервенциях. По его мнению, лей нуждается в амортизации.
„Самая бедная страна в Европе не должна иметь в течение 8 лет валюту, на 10% сильнее. Это показывает не нашу силу, а скорее нашу слабость. Поэтому я рекомендую быть более активными на валютном рынке, особенно учитывая благоприятный контекст, чтобы не допустить дальнейшего укрепления лея. Более того, нам даже следовало бы поощрять небольшое снижение курса лея на психологическом пороге, чтобы никого не напрягать”, - отметил Вячеслав Ионицэ.
Эксперт утверждает, что рисков повышения цен нет. По его словам, сильный лей благоприятствует низкой инфляции и счастью населения, но он убивает национальную экономику.
„Я думаю, что риск инфляции исчез, по этой причине мы должны приложить все усилия, в том числе небольшое ослабление лея, чтобы позволить бизнес-среде чувствовать себя комфортнее, потому что она действительно сильно страдает”, - заявил экономист.