Молдавско-российские отношения на фоне войны. Дебаты IPN

В последнее время появились несколько признаков, которые обострились и показывают, что двусторонние отношения между Республикой Молдова и Российской Федерацией, усложнились. Если это общее восприятие верно, тогда возникает вопрос, почему это происходит, какое развитие событий можно ожидать, но и что делать, чтобы ситуация не вышла из-под контроля институтов государства и общества, особенно когда в соседней стране идет война, в которой наш когда-то „стратегический партнер” имеет статус агрессора, обсудили участники публичных дебатов на тему „Молдавско-российские отношения на фоне войны”, организованных Информационным агентством IPN.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан пояснил, что двусторонние отношения между государствами устанавливаются и разрабатываются для решения ряда вопросов, касающихся безопасности, экономического сотрудничества и социального порядка. Дипломатические отношения являются основной формой поддержания официальных отношений между суверенными государствами, а также между государствами и другими субъектами международного публичного права в соответствии с нормами международного права и практикой международного общения. Дипломатические отношения призваны способствовать развитию дружеских отношений между государствами, поддержанию мира и безопасности. Согласно Конституции Республики Молдова, она обязана соблюдать Устав Организации Объединенных Наций и договоры, частью которых она является, основывать свои отношения с другими государствами на единодушно признанных принципах и нормах международного права.

По мнению эксперта, ядром системы международного права являются основные принципы, которые носят универсальный характер и имеют высшую юридическую силу. К ним относятся: запрет на применение силы и угрозу силой, мирное урегулирование разногласий, неприкосновенность государственных границ, территориальная целостность государств, уважение к государственному суверенитету, невовлечение во внутренние дела государств, добросовестное выполнение международных обязательств и суверенное равенство государств. Результат координации воли государств выражается в международном договоре, устанавливающем их взаимные права в политическом, экономическом или ином плане, заключенном, как правило, в письменной форме и регламентируемом международным правом. Учреждениями, непосредственно отвечающими за международные отношения, являются министерства иностранных дел.

Председатель Партии перемен Штефан Глигор считает, что было несколько этапов молдавско-российских отношений, период 1990-2022 годов, которых трудно поместить в одно отделение. Молдова - государство, образованное после распада Советского Союза, в котором доминировало то, что сегодня называется Российской Федерацией, являясь самым сильным экономическим, военным и политическим государством в составе Советского Союза. Отношения с Молдовой, говорит он, к сожалению, были отмечены тем, кем была Молдова в Советском Союзе, ее политикой в составе Союза, и все, что последовало за этим, было обусловлено положением дел в Союзе. Отношения Молдовы как независимого государства с Российской Федерацией начались неудачно, учитывая начало войны на Днестре.

В 1990-х годах Молдова жила „в парадигме любви с агрессором”, несмотря на акт агрессии на своей территории, утверждает Штефан Глигор. С другой стороны, Молдова экономически зависела от рынков сбыта в Российской Федерации, и экономика сильно влияет на политику. Молдова как государство жила в этой экономической и, следовательно, политической взаимозависимости до 2003 года, когда Владимир Воронин после провала Меморандума Козака объявил стратегическим направлением интеграцию ЕС и изменил название Министерства иностранных дел на Министерство иностранных дел и европейской интеграции. По мнению лидера Партии перемен, это показывает, что Молдова очень трудно определила направление своего развития, и в 2003 году дружеские отношения Молдовы с Россией заканчились.

Председатель Платформы DA Дину Плынгэу считает, что в отношениях с Российской Федерацией были разные ситуации, в основном из-за различных политических интересов в Кишиневе. Это потому, что с точки зрения внешней политики Российской Федерации, больших изменений не произошло, поскольку государство с империалистическим, экспансионистским менталитетом считало себя крупным игроком на мировой арене и, в частности, имея определенные интересы в регионе, чтобы диктовать свои интересы через различные рычаги, будь то экономические или иные, интересы. Каждый раз были определенные красные линии в отношении интереса Российской Федерации к Республике Молдова. На определенных этапах эти отношения менялись благодаря определенным политическим интересам политических субъектов Кишинева, приходящих к власти.

Это сложный процесс, когда речь идет об исторических факторах, связывающих две страны, считает Дину Плынгэу. Помимо экономической зависимости, импорта газа или экспорта агропродовольственных товаров, есть и менталитет граждан, испытывающих ностальгию по Советскому Союзу, который используется некоторыми политиками или интересами, в том числе Кремлем для навязывания определенных решений Кишиневу, связанных с ходом развития. Теперь, по словам политика, можно провести некоторые линии, хотя он считает, что у России тоже есть определенные красные линии, которые она не может пересечь по отношению к Молдове из-за проблем, с которыми она сталкивается в войне с Украиной. Председатель Платформы ДА утверждает, что Молдова должна осудить политику Российской Федерации, ее режим, решивший напасть на Украину.

281-е дебаты „Молдавско-российские отношения на фоне войны” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” были организованы Информационным агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.