Интервью IPN с вице-председателем Демократической партии Молдовы, вице-председателем Парламента Андрианом Канду
- Уважаемый г-н Канду, на прошлой неделе, когда возглавляемая вами делегация ДПМ еще находилась с визитом в Китае, пресса процитировала одно из ваших заявлений, вызвавшее интерес: молдавско-китайское сотрудничество „вступило в новый этап”. Что заставляет вас думать так именно сейчас?
- Я бы рассмотрел этот вопрос с двух точек зрения: политической и экономической. Китай всегда был партнером Республики Молдова, но, к сожалению, до настоящего момента мы как государство были, возможно, недостаточно активны в продвижении имиджа Китая, в продвижении этой страны в целом здесь, у нас. Вот почему в политическом плане необходимо укреплять и развивать ряд элементов сотрудничества, начиная от межправительственных отношений, обмена делегациями парламентских групп дружбы, на уровне глав государств, правительств, министерств иностранных дел, почему нет? Речь идет также о Министерстве культуры, Министерстве экономики, Министерстве информационных технологий и т.д. В состав делегации ДПМ вошел и министр информационных технологий Павел Филипп, мы провели дискуссии с его китайским коллегой и нашли много точек соприкосновения в этой области.
Что касается экономического измерения, Китай означает не только товары, известные всему миру как более дешевые и более низкого качества. Китай – это и товары чрезвычайно высокого качества, это и передовые информационные технологии. Китай – это инвестиции в самые различные области, но, к сожалению, до недавних пор эта страна не играла особой роли как инвестор в Республике Молдова. Вот почему необходимо стимулировать китайских инвесторов найти свое место в Молдове, а для этого нужно показать существующие у нас возможности и создать адекватные условия.
- Из других оперативных сообщений для прессы о вашем визите в Китае: „В ходе дискуссий особое внимание было уделено улучшению институциональной базы сотрудничества между Республикой Молдова и Китаем и изучению областей, где торговля и инвестиции могут расти”. Каковы эти направления, когда и насколько могут увеличиться инвестиции и торговые обмены?
- Мы спросили и наших коллег из Китая, сколько из 52 миллиардов долларов, инвестированных Китаем в 2012 году за его пределами, достались Молдове? Особого подтверждения не понадобилось: речь идет о крайне незначительной доле. Либо китайские инвесторы мало знают Молдову и имеющиеся здесь возможности, либо существуют какие-то препоны в этом плане. И если дело обстоит так, то надо начать с азов и, шаг за шагом, решить все проблемы. Нам представился случай обсудить эти и другие вопросы с представителями китайской бизнес-среды. Был проведен молдавско-китайский экономический форум с участием 14-ти крупнейших в Китае компаний, наиболее привлекательные для Республики Молдова, я имею в виду инфраструктурные, телекоммуникационные, энергетические, сельскохозяйственные, компании по продвижению туризма, инвестиционные фонды. У нас была возможность рассказать китайским коллегам, что собой представляет Молдова сегодня по сравнению с тем, что было 5 или 10 лет назад. Рассказали о сближении с Европейским Союзом, и не только политическом, но и экономическом. С подписанием Соглашения об ассоциировании с ЕС откроются новые экономические перспективы помимо уже существующих, в том числе свободные экономические зоны, налоговые послабления и т.д.
Правда, существуют еще институциональные рамки, которые нуждаются в улучшении. На данный момент действует устаревшее уже соглашение о защите инвестиций, подписанное между Республикой Молдова и Китаем, если память мне не изменяет, еще в начале 90-х годов. Этот документ практически уже не в состоянии регулировать инструменты и институты защиты современных инвестиций, существующие на данный момент. Вот почему назрела необходимость в новом соглашении. Также, для привлечения прямых инвестиций из Китая потребуется пересмотреть соглашение о двойном налогообложении – существующее также себя исчерпало и предусматривает довольно высокие ставки обложения на уровне дивидендов, процентов и по другим разделам. Все страны региона используют несравненно более выгодные условия, вот почему и это соглашение пора пересмотреть или, как минимум, улучшить по некоторым разделам, тем более, что в передовых международных моделях в этом смысле недостатка нет. С китайскими партнерами, и не только с инвесторами, но и с теми, кто продвигает инвестиции, в частности, с Торгово-промышленной палатой Китая, с которыми у нас состоялись переговоры, мы пришли к выводу, что, вероятно, придется пересмотреть и подписать новые соглашения между Республикой Молдова и Китаем.
- Что может и когда может получить житель Молдовы от этого роста инвестиций и торговли, о котором вы говорили выше? В противном случае, все дискуссии и договоренности носят абстрактный характер…
- Непосредственная выгода для гражданина Республики Молдова, для нашего государства проявится незамедлительно, поверьте на слово. Приход инвесторов из Китая влечет появление новых рабочих мест. Это реальная перспектива, так как, полагаю, нам удалось продемонстрировать китайским партнерам возможности, которые существуют в сфере производства в Республике Молдова. Эти перспективы ярко выражены в тех промышленных парках или зонах свободного предпринимательства, которые у нас имеются, а также в том, что Республика Молдова крепко привязана к региональной системе свободной торговли. Республика Молдова уже пользуется льготами и преференциями в экспорте товаров в Евросоюз – и эти преимущества получат дальнейшее развитие после подписания Соглашения об ассоциировании. Кроме того, Республика Молдова пользуется льготами и по линии СНГ, а также в двусторонних отношениях со странами бывшего Советского Союза, а это значит, что то, что производится в Молдове, продается легко и свободно, без ограничений и дополнительных пошлин, по всем возможным направлениям. Китайцам такая производственная платформа совсем не помешала бы. Вот почему гражданин Республики Молдова почувствует, что в результате создания новых рабочих мест, обеспечения дополнительных доходов в госбюджет, ускорения оборота товаров и других элементов экономического цикла укрепление молдавско-китайских отношений обернется реальной выгодой для страны и для ее людей.
- Вы пришли в Парламент из бизнеса. Если бы вы остались там, какие новые аргументы нашли бы в рамках этого визита для того, чтобы наладить или укрепить сотрудничество с партнерами из Китая? Насколько они более выгодны по сравнению с партнерами из других стран?
- Не думаю, что следует ставить одного партнера выше другого, но, в то же время, нужно учесть особые возможности инвестора из Китая. Есть инвесторы с особыми возможностями, как финансовыми, так и с точки зрения используемых человеческих ресурсов и передовых технологий. Вот почему я говорил, что хорошо бы привлечь хотя бы маленькую часть из тех 52 миллиардов, проинвестированных Китаем за пределами страны. И когда мы говорим о партнерствах, очень полезно и хорошо иметь совместный бизнес с сильным партнером с точки зрения финансовых и человеческих ресурсов, а также опыта. Последние 30 лет опыт Китая в экономической области много значит. Они учились быстро и хорошо, и накопили опыт, которому можно только позавидовать.
- Почему вы считаете, что двухсторонние отношения, в частности, экономические, между двумя странами, находящимися в совершенно разных категориях со всех точек зрения и в большой отдаленности друг от друга, могут иметь существенные и явные последствия для обеих сторон?
- Да, есть отличия, как и между многими другими странами, на уровне истории, культуры и даже с точки зрения цивилизации, так как мы относимся к разным цивилизациям. Вместе с тем, с точки зрения государственных интересов, есть моменты, которые нас связывают и даже объединяют. У них есть проблема с территориальной целостностью – эта проблема присуща и нам. Они ведут политику добрососедства и с востоком, и с западом, со всеми странами на равных, как и Республика Молдова. Республика Молдова закрепила свой нейтралитет в Конституции, Китай же, пусть и не провозгласил этот принцип конституционно, но в последние 20-30 лет ведет явную политику ненападения. Они сталкиваются с определенными вызовами, но сумели сохранить мир в своем регионе.
Вместе с тем, нетрудно понять, почему Китаю хотелось бы поддерживать отношения с Республикой Молдова, небольшим в принципе государством. Республика Молдова дает китайцам возможность выйти на новые европейские и восточные рынки, особенно в том регионе, где мы расположены – на Балканах. Во-вторых, Китай пересматривает свою экономическую модель с акцентом на внутреннее потребление и развитие индивидуума, на его благосостояние. В последующие 10 лет, и это продекларировано, Китай меняет свою модель экспорта с прицелом на внутреннее потребление, а это значит, что любой качественный товар из Республики Молдова будет пользоваться спросом в Китае. Естественно, мы говорили и о винах. Наши вина в Китае пользуются растущим спросом, их потребление растет год от года двукратно. Глобально, это незначительные цифры, и работа в этом направлении нам предстоит большая. Но молдавское вино в Китае уже знают и при определенных усилиях мы сможем экспортировать в Китай весь производственный потенциал молдавского виноделия. Мы даже шутили с китайскими коллегами, что если в один прекрасный день каждый китаец сделает по глотку молдавского вина, запасы вина на несколько лет просто иссякнут. А как известно, потенциал большой, поэтому нам надо держаться этого рынка.
- Как, по вашему мнению, оценивает Китай европейскую ориентацию Республики Молдова?
- Мы обсуждали внешнеполитический курс Республики Молдова, главный вектор интеграции в Европейский Союз. Китай не беспокоит интеграция Республики Молдова в ЕС. Более того, Китай понимает перемены в лучшую сторону, которые произойдут у нас по многим направлениям после интеграции Республики Молдова в Европейский Союз. Если Молдова подпишет Договор об ассоциации и приблизится к Евросоюзу в плане улучшения деловой среды, этим воспользуются и китайские инвесторы. Речь идет о таких областях, как защита инвестора, свободный оборот капитала, лояльная конкуренция и т.д. Республика Молдова, независимо от того, какое правительство находится у власти и кто придет к власти, будет поддерживать хорошие отношения и с востоком, со странами, которые являются ее стратегическими партнерами, в том числе с Россией, со странами Средней Азии и, естественно, Китаем.
- По большому счету, период модернизации Китая, последние 20-30 лет, совпадает с периодом независимости Молдовы. Китай, китайцы доказали, что и страна с населением в 1 миллиард 400 миллионов человек может реально развиваться, может очень заметно двигаться вперед, тогда как Молдова с легко управляемыми 4 миллионами практически мало использовала свои шансы. Почему, как вы считаете?
- Все дело в мировоззрении и, если угодно, в последовательности во всем, что делает Китай. Например, 10 или 15 лет назад китайцы поставили перед собой определенные цели и запустили определенную экономическую модель, от которой за все эти годы не отклонились ни на йоту. Тогда как Республика Молдова, к сожалению, в зависимости от того, кто находился у власти, каждые четыре года меняет вектор и внешней политики, и внутренней. Предпринимаются попытки поменять и менталитет людей, чего нет в Китае. В результате, китайцы оказались там, где они находятся сегодня. В дискуссиях с коллегами из Китая, в том числе на самом высоком политическом уровне возможном на данный момент, нам ясно сказали, что на следующие 10 лет поставлены новые задачи. Сейчас в Китае новое руководство на 10 лет вперед, и ничуть не сомневаюсь в том, что если через 10 лет удастся встретиться и побеседовать с ними, выяснится, что от своих целей они не отступились.
- И в заключение, чему мы можем у них поучиться?
- Нам не грех многое перенять у китайцев, в частности качества, заложенное в их менталитете: эффективность, старательность, трудолюбие. До поездки в Китай я многое слышал об этом народе, но меня приятно поразили присущие им чистота, дисциплинированность, пунктуальность. К сожалению для нас и к счастью для них, у них завидная история, которая исчисляется тысячелетиями; наверное, это дает им определенные преимущества перед другими нациями или другими цивилизациями. Многому можно у них поучиться и, надеюсь, в результате нашего визита мы перейдем к новому этапу отношений с Китай, как с политической, культурной, так и с экономической точки зрения. И в последующие 2-3 недели мы, представители Демпартии Молдовы, подготовим и представим китайской стороне на рассмотрение конкретные предложения по активизации сотрудничества по всем направлениям.
Валериу Василикэ, IPN