Республика Молдова подошла к 22-му году своей независимости. Агентство IPN реализовало цикл материалов об успехах и неудачах в развитии страны. Представители власти, эксперты, бывшие и действующие политики высказали свои мнения по поводу тех шагов, которые предпринимала Молдова с 27 августа 1991 года и по сей день.
---
Материал из цикла IPN „Молдова-22. Шаги вперед и шаги назад”,приуроченный ко Дню независимости
22 года назад в Республике Молдова не было "деловой среды". Она строилась параллельно с новым государством. В начале 90-х годов бизнес-сообщество находилось еще в зачаточной стадии, сейчас же это деловая среда с перспективой. Впрочем, данная среда могла бы быть к этому моменту значительно развитее, по сравнению с тем, что есть сейчас. У государства множество недостатков, которые вполне естественным образом характерны для бизнеса – отсутствие профессионализма, прозрачности, зачастую, здравого смысла. Таковы основные проблемы данной сферы.
Президент Национальной конфедерации патронатов Молдовы Леонид Череску говорит, что 22 года, прошедшие со дня провозглашения независимости Республики Молдова, были неспокойным периодом для развития делового сектора. И все же Череску видит положительный тренд в его качестве, что, на его взгляд, во многом объясняется развитием законодательства и эффективной практикой, внедряемой инвесторами. Впрочем, по словам президента Национальной конфедерации патронатов , во внутреннем бизнесе еще есть потенциал, и он будет освоен с изменением менталитета отечественных предпринимателей. Леонид Череску полагает, что приватизация, при всех ее изъянах, послужила благоприятным слоем для возникновения не существовавшего до тех пор класса патронатов – владельцев бизнеса.
События, повлиявшие на деловую среду
Бывший премьер-министр Республики Молдова, предприниматель Ион Стурза считает, что важнейшими моментами, ознаменовавшими развитие молдавской деловой среды, стали введение национальной валюты и принятие Гражданского кодекса. Кроме того, бизнесмен назвал и приватизацию, в том числе земли, которая привела к созданию рыночной экономики, основанной преимущественно на частной собственности.
Экономический аналитик Виорел Киврига отметил разработку институциональных рамок и присоединение Республики Молдова к разным международным соглашениям, что позволило предпринимателям чувствовать себя комфортно в стране и за ее пределами. Киврига полагает, что приватизация устранила неэффективный балласт, унаследованный от советского периода. В то же время экономический аналитик подчеркнул важность либерализации цен. Так, поскольку цены больше не устанавливались государством, была открыта дорога к реформам во всей национальной экономике. Виорел Киврига подчеркнул также, что важным событием стало и появление банковской системы, что позволило экономическим агентам воспользоваться более удобным финансированием.
Леонид Череску назвал среди важнейших событий, отразившихся на деловой среде Республики Молдова, - утрату традиционных рынков сбыта товаров. Кроме того, президент Национальной конфедерации патронатов напомнил и о криминогенной ситуации в начале 90-х годов – рэкетирской деятельности. Леонид Череску назвал важным событием и введение нулевой ставки подоходного налога для предпринимателей, что привело к дополнительным поступлениям в бюджет и выходу многих предприятий из тени. Также лидер патронатов Молдовы заявил, что мировой экономический кризис, жесткие действия правительства и политический кризис неблагоприятно отразились на деловой среде страны.
Где молдавские бизнесмены преуспели, а где – не очень
Ион Стурза утверждает, что нельзя сравнивать цифру "ноль", этап, на котором находился сектор бизнеса в 1991 году, с любой другой, даже очень малой цифрой. И все же, констатирует Стурза, энтузиазм начала 90-х годов в сочетании с полным хаосом уменьшился. По мнению предпринимателя, только после 2000 года в Молдове стало можно говорить о каком-то бизнесе. Малом, но бизнесе.
Бывший премьер-министр считает, что молдаване по определению не являются "выдающимися бизнесменами". Они, по мнению Стурза, довольствуются малым, но надежным – яблоками, грушами, вином. "Надо признать, крупным бизнесом в Молдове занимаются "другие", не коренные жители", - утверждает Ион Стурза.
В то же время Леонид Череску полагает, что постоянный рост наблюдается в сфере услуг, что во многом объясняется благоприятными правовыми рамками для их появления. Значительный спад за годы независимости Республики Молдова произошел в секторе промышленности, который после распада СССР нанес урон традиционным рынкам сбыта промышленной продукции Республики Молдова, а в результате этого предприятий-гигантов в стране больше нет.
За годы независимости было много знаковых событий для разных секторов экономики, и первым из них стал виноградарско-винодельческий сектор, который значительно развивался, но с введением российского эмбарго на винодельческую продукцию из Республики Молдова в нем произошел спад. На сегодняшний день, утверждает лидер патронатов Молдовы, заметную долю в валовом внутреннем продукте имеют сектора информационных технологий и производства мебели. Благодаря инвестициям растет автомобильная сфера, однако по промышленному развитию Республика Молдова находится в отстающих, что объясняется региональной конкурентоспособностью. Так, Республика Молдова проигрывает эту конкуренцию из-за отсутствия квалифицированной рабочей силы, соответствующей инфраструктуры и др.
Виорел Киврига считает, что в сельском хозяйстве молдавские бизнесмены запутались, в промышленности предпринимателей меньше, чем могло бы быть, в международной торговле есть рост, но очень хрупкий, а в сфере услуг достигнуты определенные успехи. Сейчас в Молдове меньше иностранных инвесторов, чем в других странах региона, констатирует экономический аналитик.
По словам Киврига, в плане принятия законодательства есть положительные результаты, есть хорошие законы, но есть и законы, имеющие губительный эффект для деловой среды. Хорошо, когда в стране благоприятное законодательство, но плохо, когда местами оно оставляет пространство для интерпретаций. В то же время все эти 22 года не лучшими были и отношения между государством и бизнесом: существовали сдерживающие факторы, не было диалога, не было сотрудничества, и институты государства так и не стали партнером для бизнес-сообщества. Вместе с тем власти не консультировались с бизнесменами при разработке стратегий и законов, подобные дискуссии появились только в последние годы.
Отношения с ЕС придают дополнительный импульс молдавскому бизнесу
Виорел Киврига полагает, что перспектива парафирования Соглашения об ассоциировании с Европейским союзом уже придает дополнительный импульс развитию бизнеса Республики Молдова. Даже в период переговоров экономические агенты и власти побуждались реформировать деловую среду. Реформы в некоторых структурах, связанных с бизнесом, идут и должны быть завершены. В этой области начатые реформы должны дать результаты уже в скором времени, прогнозирует экономический аналитик.
И все же несмотря на все усилия по реформированию Республика Молдова отстает из-за сдерживающих факторов для экономических агентов. Имеется целый ряд проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, - коррупция (проблема, ударяющая по экономическим агентам сильнее, чем все кризисы вместе взятые), отсутствие истинной конкуренции, проблемы во внешней торговле, в частности при политических разногласиях между Республикой Молдова и другими государствами, проблемы, связанные с получением разрешений и актов, низкий уровень защиты инвесторов, ограниченный доступ к кредитам.
„Я бы выделил 4 серьезные проблемы: отношения с институтами государства – зачастую эти ведомства сравнивают с филиалами ада на земле; вмешательство политики в экономику; нелояльная конкуренция – несмотря на существование Совета по конкуренции и соответствующего законодательства; отсутствие доверия к таможенной, налоговой политике и др. – из-за отсутствия диалога между предпринимателями и государственными властями", - подчеркнул Виорел Киврига.
В то же время Леонид Череску отмечает, что важнейшим предметом, который отличает деловую среду начала 90-х годов от сегодняшнего бизнес-сообщества, является частная собственность. Сегодня экономические агенты, считает Череску, более жестко защищают эту собственность. Уровень информатизации общества (с помощью Интернета, средств массовой информации, мобильной телефонной связи и др.) позволил патронатам стать свободнее и увереннее в выборе сферы для инвестиций и в ведении бизнеса.
Какие они, молдавские бизнесмены?
Ион Стурза уверен, что предприниматели Молдовы лишены видения ситуации и смелости, эту трудность можно преодолеть, но уже другим поколениям. Бывший премьер-министр советует тем, кто считает себя самодостаточными, демонстрировать свою конкурентоспособность, даже рискуя оказаться в хвосте, по принципу «лучше быть последним в городе, чем первым в деревне».
Леонид Череску считает, что на вопрос, какими видятся деловые люди Республики Молдова, нет однозначного ответа. Самым подходящим ответом здесь было бы слово "разные". С точки зрения Национальной конфедерации патронатов Молдовы, есть предприниматели с видением ситуации, которые пытаются продвигать эффективную практику, которые корректны в отношениях с государством, входят в патронаты для продвижения благоприятной деловой среды. В то же время есть ни в чем не заинтересованные люди, у которых есть лишь краткосрочные интересы и которые паразитируют на том, чего добиваются другие, отметил президент Национальной конфедерации патронатов Молдовы.
Виорел Киврига видит бизнес-сообщество Молдовы как плеяду молодых людей, которые сотрудничают, у которых есть большое будущее. Впрочем, если ничего не изменится, это будущее останется лишь на уровне мечтаний. Эксперт утверждает, что в составе СССР, помимо Молдовы, были и другие республики, но в них были проведены громадные экономические изменения, поскольку очень часто именно бизнес-сообщество является двигателем перемен. Для нормального развития бизнеса предприниматели должны чувствовать себя комфортно и располагать оптимальными условиями для деятельности.
Общество может способствовать развитию бизнеса
Создание благоприятной деловой среды – требование времени, которого можно добиться при помощи соответствующих льгот и стимулов, наряду с ростом ответственности за нарушение закона, считает Леонид Череску. Необходимо менять и менталитет общества и властей: от восприятия деловой среды как "ответственных за все грехи" и "дойной коровы для заполнения бюджета" к "экономической прослойке, обеспечивающей существование государства", посредством предоставления рабочих мест обществу и, соответственно, более достойной жизни, посредством помощи бюджету, что, в свою очередь, позволяет решать социальные проблемы.
Виорел Киврига считает сращивание деловой среды и политики причиной различных злоупотреблений и губительных действий. Государство и общество должны относиться к бизнес-сообществу дружественно, поскольку бизнес – главный налогоплательщик государства. Кроме того, государство должно поддерживать все инициативы по искоренению коррупции, "кумовства", бюрократии, поскольку все эти факторы останавливают иностранных инвесторов.
Вместе с тем общество может давить на политиков, чтобы те хотели отделять экономику от политики, хотели внедрения истинной рыночной экономики. Политиков надо ставить в известность о том, что они могут быть наказаны как на выборах, так и в межвыборный период.
Мариана Галбен, IPN
август 2013 г.