По прошествии 25 лет со дня принятия языкового законодательства, название официального языка государства продолжает вызывать противоречия – одни называют его „румынским”, а другие именуют его „молдавским”. IPN спросило представителей правящей коалиции, если на данное время есть возможность изменения статьи 13 Конституции с тем, чтобы румынский прошел как официальный язык в высший закон государства.
Заместитель председателя Парламента, депутат от фракции Либерально-демократической партии Лилиана Палихович отметила, что она поддержала бы подобную инициативу. Парламентарий считает, что и общество по большей своей части согласилось бы с таким изменением высшего закона. „Я бы хотела, чтобы это стало возможным в конце нынешней сессии, но, к сожалению, нам не удалось это сделать на протяжении данного мандата. Нам предстоит сделать то, что строго необходимо”, подчеркнула парламентарий.
Лилиана Палихович отметила также, что народ, который не знает своей историю, не знает, каким языком говорит, не знает откуда и куда идет, у этого народа нет будущего. „Я убеждена, что у нас есть будущее и следует исправлять допущенные в прошлом ошибки. В любом обществе существуют люди, которые не принимают другие идеи и которые оспаривают их, но это не означает, что это должно стать преградой на пути восстановления истины”, добавила депутат.
На вопрос о том, что он думает, что может произойти, если бы у Парламента была бы сейчас возможность и желание записать в Конституции, что официальным языком является румынский, депутат от Реформаторской либеральной партии Валериу Сахарняну сказал, что это принесло бы только спокойствия, мира и стабильности. „Я бы поддержал данное изменение и думаю, что именно так мы преодолеем ложь, которая была внесена в Конституцию. Это значит, что будут мир, спокойствие, стабильность, правда и истина”, сказал депутат.
Валериу Сахарняну отметил также, что если следующий состав высшего законодательного органа будет таким же, как члены Реформаторской либеральной партии, тогда они сумеют изменить Конституцию. Реформаторские либералы даже дают гарантии, что они станут инициировать подобные изменения Конституции.
С другой стороны, заместитель председателя Парламента, депутат от фракции Демократической партии Серджиу Сырбу, после того, как он отметил, что даже гипотетически не может произойти изменение Конституции в данном созыве, сказал, что в нынешней политической конъюнктуре не очень он видит, где можно найти 68 голосов для изменения высшего закона.
Серджиу Сырбу отметил, что в социологических исследованиях большинство жителей говорит, что они являются молдаванами и что говорят на молдавском языке. Заместитель председателя Парламента сказал, что если появится подобная инициатива, оно приведет к расколу общества, или в данной ситуации он не знает, если страна сможет справиться с подобным расколом. Серджиу Сырбу сказал также, что Демократическая партия постоянно соблюдала выбор каждого человека называться так, как он желает, и решать, на каком языке он разговаривает, и не желает делать политику из данных вопросов, так как он еще не видит единства народа в данном отношении.
31 августа в Республике Молдова отмечается праздник „Limba Noastră” („Наш язык”). В Конституции страны записано, что государственным языком является „молдавский”, в то время, как в Декларации о независимости (первичная конституционная норма, первенствующая по отношению к тексту высшего закона) язык записан, как румынский.